Стратегически важные курьеры. Российский e-commerce ищет новые рабочие руки

Автор фото: Алена Марченко, фото: Сергей Ермохин

Вирусная пандемия подстегнула и без того интенсивно растущий российский рынок электронной коммерции еще больше. Спрос на услуги доставки товаров из интернет-магазинов и сервисов продолжает расти по экспоненте, а курьеры превратились в самых важных работников, от которых сейчас зависят многие люди, вынужденные оставаться дома.

В результате на рынке уже наблюдается дефицит сотрудников. Представители e-commerce предпринимают различные шаги, для того чтобы рабочих рук хватило по всем фронтам: создают рабочие резервы, активно занимаются рекрутингом, а также планируют нанимать людей из разорившихся компаний, тех, кто потерял работу из-за коронавируса, а также самозанятых граждан.

Резюме курьера

По данным рекрутинговой платформы "Работа.ру", количество тех, кто желал бы работать курьером, за последний месяц выросло на несколько процентов. Больше всего желающих приходится на Москву, где рост количества резюме курьеров с 22 февраля по 22 марта составил 29%.
Чаще всего соискателями на должность курьера являются мужчины в возрасте от 19 до 37 лет со средним образованием, у каждого четвертого из них возраст варьируется от 21 до 26 лет.
В "Работе.ру" отметили, что со стороны работодателей на эту должность спрос также растет. Так, за последний месяц востребованность в новых курьерах в столице выросла на 17,5%. Наибольший пик рекрутинга сотрудников пришелся на 17 марта, когда стало известно, что большинство российских крупных компаний перевело сотрудников на удаленную работу.
Александр Ветерков, заместитель генерального директора сервиса "Работа.ру", считает, что большинство соискателей рассматривает подобные вакансии как временную подработку на период карантинной ситуации.
"Востребованность курьеров на фоне перехода на удаленную работу заметно выросла, и, вероятно, в ближайшее время спрос на этих специалистов продолжит расти не только в Москве, но и в регионах. Для многих это становится временной работой, которая поможет сохранить стабильное финансовое положение", — отметил он.
Председатель комитета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты России и основатель магазина "220 Вольт" Алексей Федоров рассказал "ДП", что в электронной коммерции образовалась нехватка рабочих рук, потому что рынок сильно вырос, также как и кратно увеличилось количество заказов. Больше всего не хватает пеших курьеров и водителей. Это самый востребованный персонал на сегодняшний день.
Поэтому комитет обратился к комитету по труду Петербурга с просьбой разрешить в городе компаниям нанимать в качестве курьеров самозанятых граждан. Позиция Торгово-промышленной палаты следующая: традиционный офлайн-ретейл сейчас оказался в самом невыгодном положении — поток посетителей и клиентов падает. Многие предприниматели были вынуждены уволить, сократить или отправить в неоплачиваемые отпуска часть своего персонала, таким образом, множество горожан остались без оплачиваемой работы. При этом логистические службы онлайн-ретейлеров, наоборот, испытывают нехватку сотрудников, однако прием в штат курьера возможен только при соблюдении определенных правил ТК. Процесс может ускориться, если компании будут заключать договоры с гражданами в статусе самозанятого.
"Все очень просто, мы должны максимально быстро реагировать на всплески заказов. При самом оптимистичном варианте стандартное оформление в штат занимает несколько дней, самозанятых — несколько часов. Сейчас такая ситуация на рынке труда, что значительная часть граждан осталась без работы. Мы, наоборот, помогаем им в сложной жизненной ситуации. Для многих это действительно выход", — отметил Федоров.
При этом он не считает, что в нынешних эпидемиологических условиях профессия курьера является опасной для здоровья и несет для работников риск заражения: "У всех курьеров сдельная оплата труда, к тому же все курьеры максимально возможно защищены. Граждане, которые заказывают доставку, — это наиболее дисциплинированная часть населения. То есть у самоизолировавшихся ответственности много больше, чем у покупателей, которые посещают торговые центры с признаками простуды, а мы видим, что таких очень много. Поэтому потенциальный риск весьма условен", — добавил собеседник.

Не увольняйте, а дайте новую работу

Большинство опрошенных "ДП" компаний и сервисов по доставке готовой еды и продуктов рассказали, что острого дефицита сотрудников пока нет, но тем не менее все из них стараются нарастить штат и подготовиться к тому, что востребованность в их услугах в ближайшее время будет расти многократно.
В сервисе "Самокат", например, отметили, что наблюдают рост числа соискателей на позицию курьера: "Мы регулярно нанимаем новых курьеров. Это связано не только с растущим спросом на доставку продуктов, но и с расширением зоны покрытия сервиса в Москве и Петербурге. Только за прошедший месяц мы открыли 20 новых дарксторов. Чаще всего мы находим курьеров на специализированных сайтах по поиску работы. Дополнительно помогают рекомендации действующих сотрудников", — рассказали в пресс-службе компании.
При этом из-за того, что курьеры превратились в социально важных сотрудников, в "Самокате" решили их поддержать. Компания планирует ввести новую функцию: любой покупатель сможет оставить небольшое вознаграждение для курьера в виде чаевых при онлайн-оплате заказа. Сейчас эта опция тестируется на базе одного склада в Петербурге. По результатам месяца она может стать доступна для всех покупателей "Самоката".
Представители сервиса также отметили в разговоре с "ДП", что идея нанимать самозанятых граждан является весьма здравой: "Мы оцениваем инициативу положительно. Стоит признать, что работа курьера сейчас одна из самых востребованных. А часть самозанятых, например те, кто был занят в сфере организации мероприятий, фактически остались без работы. Для таких людей работа курьером временно может стать основным источником заработка", — добавили в "Самокате".
При этом компания направила предложение представителям общепита и главам сети детских парков развлечений "Замания", в котором призвала отказаться от массовых увольнений сотрудников. Вместо этого "Самокат" предложил перенаправить работников к ним для оказания услуг по доставке.
Григорий Кунис, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods, в беседе с "ДП" рассказал, что спрос на доставку продуктов после объявления президентом Владимиром Путиным недельных "каникул" вырос в 8 раз по сравнению с обычным временем.
"С начала пандемии мы начали увеличивать штат линейного персонала, чтобы сохранить качество оказываемой услуги и время доставки. Сейчас нам больше нужны люди, которые будут собирать заказ в гипермаркетах: мы набираем 1,2 тыс. персональных закупщиков и 800 курьеров. До начала эпидемии у нас работали 600 закупщиков и 600 курьеров", — поделился он.
В iGooods используют несколько каналов для поиска сотрудников. Компания работает с подрядными организациями, пишет в социальных сетях и СМИ, что набирает курьеров и закупщиков.
"Люди, которые заняты в сфере общепита и гостиничного бизнеса, сейчас остаются без работы, так что наше предложение может быть интересно для них. В среду мы начали тестировать новый подход к сбору заказа: предварительная сборка и основная. Первая ступень предполагает закупку продуктов без учета замороженных и охлажденных товаров, а вторая позволяет дособрать этот заказ товарами с температурным режимом. Таким образом, предварительную сборку могут осуществлять закупщики с небольшим опытом, а основную — опытные", — рассказал Григорий Кунис.
При этом, чтобы мотивировать курьеров к работе, компания повысила тарифы на оплату доставки в Москве, поскольку там сейчас высокий спрос на услуги курьеров и закупщиков. Соискателям на должность закупщиков, у которых нет санитарной книжки, в iGooods помогают оперативно ее оформить.
Кунису также нравится идея с рекрутингом самозанятых: "Возможность нанимать курьеров и закупщиков по упрощенной схеме сократит время на поиск персонала. Это особенно важно сейчас, когда спрос на доставку продуктов кратно растет", — заключил он.

Курьерный резерв

Сервис Delivery Club, прогнозируя рост количества заказов, решил создать дополнительный резерв работников, которые могут оперативно начать доставлять заказы в случае резкого повышения спроса на следующей неделе. Также компания перевела основные подразделения на усиленный режим работы.
"Операционный и коммерческий департаменты подготовили алгоритмы взаимодействия с партнерами на тот случай, если в каком-либо городе присутствия сервиса рестораны будут вынуждены закрыть залы и перейдут в формат работы только на доставку. Мы используем систему с искусственным интеллектом "Алан" для прогнозирования спроса, алгоритм ориентируется на комплекс факторов: день недели, погодные условия, праздники, спортивные трансляции и т. д. В настоящий момент, помимо традиционных факторов, для прогнозирования спроса используется оценка эпидемиологической ситуации и влияния принимаемых профилактических мер", — рассказали в Delivery.
В сервисе доставки продуктов "СберМаркет" отмечают, что ведут активное расширение команды курьеров и сборщиков. В планах сервиса на ближайший месяц — каждую неделю привлекать порядка 500 новых курьеров и сборщиков заказов в 44 городах России. Сейчас со "СберМаркетом" сотрудничают более 2,2 тыс. курьеров и сборщиков.
"Мы понимаем, что в текущей ситуации многие работодатели находятся в неопределенном положении — отдельные предприятия вынуждены временно приостановить работу. "СберМаркет" готов предложить временное сотрудничество их сотрудникам для поддержания собственного и семейного дохода в это непростое время. Сегодня работа в сфере онлайн-доставки — это важная, социально ответственная роль. Мы помогаем многим людям, которые находятся на карантине или в режиме самоизоляции в своих домах", — отмечает Асан Курмангужин, генеральный директор "СберМаркета".
Представители фудтех-направления "Яндекс.Такси" рассказали "ДП", что у сервиса "Яндекс.Еда" нет собственных курьеров. Он работает с профессиональными курьерскими службами, которые нанимают и обучают курьеров, а также сотрудничает с самозанятыми, в том числе в Петербурге. По данным компании, уже половина всех курьеров с российским гражданством, которые развозят заказы "Яндекс.Еды" и "Яндекс.Лавки" в Петербурге, выбрали статус самозанятого.
"Сервис уже интегрирован с приложением "Мой налог" (приложение, которое используют самозанятые граждане России для регистрации и уплаты налогов. — Ред.). Количество курьеров на заказах — регулируемый параметр, партнеры могут выводить на линию столько курьеров, сколько необходимо для того, чтобы удовлетворить спрос. Нехватки курьеров сейчас нет и в обозримом будущем не ожидается, все наши партнеры отмечают резкое увеличение числа кандидатов в своих офисах, это связано с остановкой целого ряда отраслей из-за кризиса. Для людей, потерявших работу, возможность осуществлять доставки может стать выходом из трудной ситуации. После оформления в курьерской службе начать доставлять заказы можно в тот же день", — рассказали в пресс-службе фудтех-направления "Яндекс.Такси".
В компании также добавили, что курьерские службы для поиска новых сотрудников также начали таргетировать свои объявления на работников ресторанов — официантов и других работников зала, которые могли остаться без работы на время сложной ситуации.