Антон Тарануха Все статьи автора
25 марта 2020, 14:34 18195

Дефицита нет, но вы держитесь. Какие проблемы вызвал бум "вирусных" трат

Фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: Сергей Ермохин, vostock-photo

Что происходит на потребительском рынке, какие проблемы вызвал ажиотажный спрос на отдельные категории продуктов и как будет развиваться ситуация — в материале на dp.ru.

Лаборатория Сбербанка по обработке больших данных "СберДанные" в среду, 25 марта, сообщила, что жители России за последнюю неделю увеличили траты на 5,5%. В топе — лекарства, медицинские услуги и продукты. По оценкам других экспертов, объем повседневных расходов достиг максимального уровня в нынешнем году.

Вирус — мой лечащий врач. Коронавирус подтолкнул интернет–торговлю лекарствами к положительным изменениям

Вирус — мой лечащий врач. Коронавирус подтолкнул интернет–торговлю лекарствами к положительным изменениям

211
Дарья Зайцева, Анна Серпер

Трансформация покупательского спроса наиболее активно проявляется в городах Северо-Запада и Центрального округа. Аналитики Nielsen поставили эти регионы на четвертую ступень карантина, когда в торговых сетях и FMCG-интернет-магазинах наблюдаются трудности с логистикой и доставкой.

Рекордные расходы

По информации "СберДанных", расходы на товары и услуги продолжают расти высокими темпами, притом что ранее уже был зафиксирован достаточно сильный скачок. По сравнению с сопоставимым периодом 2019 года всплеск активности за прошлую неделю составил 8,8%.

Фото: СберДанные

"Уже можно говорить о том, что в марте динамика расходов населения на товары и услуги принципиально изменилась. После сокращения на 0,3% г/г в реальном выражении в январе — феврале 2020 года траты начали быстро расти. Если предположить, что на протяжении этой недели объем продаж сохранится на текущих уровнях, то прирост расходов за месяц в реальном выражении превысит 4% г/г. Без корректировки на инфляцию это соответствует более чем 6% г/г. Даже более сильный рост, вероятно, продемонстрирует динамика розничного оборота, так как львиная доля дополнительного спроса сейчас приходится на товары, а не услуги", — отмечают авторы исследования.

Наибольший прирост расходов зафиксирован на лекарства и медицинские товары. Траты в этом сегменте увеличились сразу на 35,4% по сравнению с предыдущей неделей. В этот же период наблюдается скачок в 8,3% на продукты в магазинах. В относительном выражении прирост может показаться не таким впечатляющим, но это самая большая статья в деньгах. По оценкам "СберДанных", дополнительные траты на продукты за неделю составили не менее 20 млрд рублей.

Изменения объемов трат по основным категория за 14–20 марта по сравнению с предыдущей неделей, %
Изменения объемов трат по основным категория за 14–20 марта по сравнению с предыдущей неделей, %
Фото: СберДанные

Ажиотажный спрос на бытовую технику и электронику прошел. В целом изменения в потребительском поведении постепенно все меньше связаны с ослаблением рубля и больше — с угрозой коронавируса. Например, резко сократились расходы на железнодорожные билеты (-59,9%), турпутевки (-59,1%), развлечения (-53,3%), ювелирные изделия (-46,6%), авиабилеты (-43%). Кафе, бары и рестораны потеряли около 22,6% денежных поступлений.

Исследовательский холдинг "Ромир" зафиксировал в последнюю неделю рекордное значение расходов в 2020 году. В среднем типичная семья потратила на повседневные товары 5025 рублей, что на 3,1% больше, чем неделей ранее. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы оказались выше на 792 рубля, или на 18,7%.

Не гречкой единой. Сколько стоят самые востребованные товары?

Не гречкой единой. Сколько стоят самые востребованные товары?

13434
Татьяна Евграфова

"Рост объема недельных расходов до рекордного значения, зафиксированный на 12-й неделе, не является традиционным для данного периода. Это относится как к недельной динамике, так и к годовой. Подобный резкий рост объясняется всплеском продуктовых закупок россиян", — пояснили в "Ромире".

Динамика недельных повседневных расходов (в рублях) жителей РФ в городах с населением от 100 тыс., 2019-2020 год, недели 52-12
Динамика недельных повседневных расходов (в рублях) жителей РФ в городах с населением от 100 тыс., 2019-2020 год, недели 52-12
Фото: romir.ru

Незаменимая гречка

В "Nielsen Россия" сообщают, что на фоне распространения COVID-19 динамика продаж в крупнейших розничных сетях в середине марта ускорилась более чем в 1,5 раза. Объем продаж за 7 дней наиболее активной подготовки к карантину действительно оказался самым высоким среди всех недель нынешнего года (за исключением первой, куда попали дни новогодних закупок). Спрос вырос по сравнению с годом ранее на 13,8% в натуральном выражении при среднем росте в 2020-м году на уровне 8,3%.

Товары длительного хранения "для карантина" оказались среди лидеров роста продаж, а гречка, рис и сахар возглавили список наиболее покупаемых продуктов: в натуральном выражении продажи гречки за неделю выросли на 66%, риса — на 64%, сахара — на 56%. В Петербурге бум спроса на гречку и рис еще заметнее: продажи прибавили 98% и 90% соответственно.

Александр Беглов проверяет запасы продуктов в магазинах Петербурга
Александр Беглов проверяет запасы продуктов в магазинах Петербурга
Фото: gov.spb.ru

COVID-19 сильно повлиял на ситуацию в Центральном регионе, где рост продаж за неделю ускорился до 14,6%. Еще более интенсивно покупатели запасались продовольствием и средствами гигиены в городах Северо-Запада, в том числе в Петербурге, где продажи оказались выше значений прошлого года на 18,6%.

"На примере стран, опережающих Россию по развитию ситуации с коронавирусом, мы знаем, что ажиотажный спрос длится 3–4 недели, после чего происходит существенный спад. Московский регион находится ближе к концу этого цикла, поэтому внимание ретейлеров и производителей сегодня важно направить в регионы страны. Длинное логистическое плечо, относительно менее развитый рынок онлайн-доставки и меньшая гибкость покупателей в области расширения бюджетов на FMCG могут оказать дополнительное давление на поставщиков и ретейлеров, поэтому планированием и подготовкой к режиму повышенной нагрузки важно начать заниматься уже сейчас", — рекомендуют в Nielsen.

"Нелегкий период"

По мере распространения COVID-19 в странах с наибольшим количеством заболевших повышенный спрос на товары FMCG, как правило, распределялся неравномерно: ожидаемо наибольший всплеск продаж наблюдался в тех регионах и областях, где было обнаружено больше всего заболевших. Россия не стала исключением.

"Но если Центральный и Северо-Западный регионы России уже можно отнести к четвертой стадии подготовки к карантину, когда в торговых сетях и FMCG-интернет-магазинах можно заметить трудности с логистикой и доставкой, то в других регионах эти индикаторы перехода на новую стадию развития событий пока менее заметны. А значит, у них есть дополнительный запас времени, чтобы подготовиться к возможным сложностям и изучить опыт соседних областей, минимизировав таким образом возможные риски, которых в более отдаленных от центра регионах может оказаться больше ввиду невысокой возможности покупателей расширять корзину FMCG и меньшей логистической доступности", — подчеркивает директор по работе с ретейлерами "Nielsen Россия" Константин Локтев.

"Мы с вами переживаем нелегкий период, — признался в обращении к поставщикам генеральный директор сети "Лента" Герман Тинга. — На прошлой неделе мы зафиксировали существенный рост спроса на некоторые товары в наших магазинах и были вынуждены резко увеличить количество и скорость заказов".

Дефицит курьеров

Сложная ситуация сложилась и на рынке электронной торговли. В Торгово-промышленной палате (ТПП) заявляют, что онлайн-заказы в Петербурге за февраль — март выросли более чем на 50%. Из-за ажиотажного количества заявок логистические службы онлайн-ретейлеров и курьерские компании испытывают острую нехватку сотрудников.

В ТПП предложили Смольному разрешить нанимать самозанятых в качестве персонала. Такая инициатива возникла из-за того, что традиционные розничные компании и арендодатели ТЦ оказались в трудном экономическом положении, были вынуждены уволить, сократить или отправить в неоплачиваемые отпуска часть своего персонала.

На конец марта — начало апреля интернет-магазины, работающие в Петербурге, такие как OZON и 220-volt, а также логистические компании, например "Деловые линии" и DPD, выразили готовность обеспечить работой до 5 тыс. самозанятых.

Как ранее сообщал "ДП", официальные органы власти заверяют, что все необходимые продукты на прилавках петербургских магазинов есть в широком ассортименте. Об этом неоднократно заявлял губернатор Александр Беглов, посещая районы с рабочим визитом. Антимонопольщики после жалоб граждан также проверяли, есть ли дефицит продовольствия в городе. Пустых полок глава ведомства Вадим Владимиров также не обнаружил.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама