Где премьера зарыта? Фестиваль балета "Мариинский" — 2020

Автор фото: Валентин Барановский
«Мариинский» был когда–то дверью нараспашку в Европу. Но и сейчас между «Баядерок» и «Лебединых озер» можно найти любопытные вещи
На фоне восходящих гигантов современного балета — фестивалей Dance Open и "Дягилев. P. S." с их гастролями именитых иностранных трупп, а также примыкающего к ним форума контемпорари–танца Open Look — Международный фестиваль балета "Мариинский" все более походит на белого карлика. Первый в Петербурге генератор балетных суперсобытий — когда–то не окно в Европу, а целая дверь нараспашку — планомерно сжимается вокруг собственной мариинской продукции, сугубо цехового интереса (с визитами тех или иных прим и премьеров в гости к местным "Жизелям" и "Спящим красавицам") и импортозамещения. Вот и хореографов Мариинский театр давно, хоть и с переменным успехом, выращивает своих, выделяя им в рамках смотра целый вечер.
На 19–м фестивале, впрочем, между "Баядерок", "Лебединых озер" и "Дивертисментов" можно найти прелюбопытные вещи. Во–первых, вечера хореографии Алексея Ратманского. Их целых два плюс полноформатная мариинская "Анна Каренина" с Дианой Вишневой в главной роли (20 марта). Ни одной прямо–таки новой постановки прославленного выходца (или беглеца) из Мариинки в программе нет. Однако заметьте: 11 марта на открытии фестиваля увидим дуэт из балета "Утраченные иллюзии" на музыку Леонида Десятникова (а кто в Москве не бывал, тот, небось, и этого давнего блокбастера Большого театра не видал) в исполнении Дианы Вишневой и Владислава Лантратова. А смешной и трогательный "Лунный Пьеро", поставленный Ратманским специально для Вишневой в 2008 году, наоборот, переходит в руки и ноги мариинских солистов (а Она, выходит, будет смотреть на них из зала?). На втором вечере, 21 марта, в окружении "Лунного Пьеро" и Concerto DSCH (в мариинском репертуаре с 2013 года) состоится петербургская премьера — хореограф лично переносит на местную сцену свою короткометражку "Семь сонат" на музыку Доменико Скарлатти, с которой начинал в 2009 году карьеру в Американском театре балета. Кто именно те шесть смельчаков, которые займутся подстрочным переводом на язык тела музыкальной мысли барочного гения (всей этой лукавой полифонии, светской виртуозности, переливчатого стрекота, внезапных поворотов), пока неизвестно — Ратманский выбирает, нам остается делать ставки.
Кое–что интересное кроется под скромным рабочим названием "Творческая мастерская молодых хореографов" (17 марта). Во–первых, на этом экзамене дебютируют две девушки: Алина Красовская, мастерица вторых–третьих ролей мариинского репертуара (с 2013 года) поставила секстет "Ускользающий свет" на музыку Франка, а Полина Митряшина, балетмейстер–ассистент Владимира Варнавы, покажет дуэт Ergo под фонограмму совершенно неакадемического Александра Карпова. Во–вторых, сам Варнава начнет этот парад–алле своим новеньким "Быком на крыше" на музыку Мийо (причем его полноформатный равелевский спектакль "Дафнис и Хлоя" тоже в программе фестиваля, 14 марта). В–третьих, завсегдатай мариинских "Мастерских" Максим Петров покажет "Русские тупики–II" — продолжение (или вторую версию?) квартета на музыку Настасьи Хрущевой, причем за роялем будет сам автор. Первая часть "аналитического балета о русской жизни, какая она есть" была исполнена в прошлом году в рамках Context Prоject Дианы Вишневой — стало быть, теперь этой зловещей и смешной метамодернистской пьесе о штампах и экзистенции можно и в родные стены. С наибольшим размахом в "Мастерской" выступит фаворит Мариинского театра Илья Живой: в его миниатюре на музыку Филиппа Гласса Touch the light заняты самые что ни на есть премьеры: Екатерина Кондаурова и Ксандер Париш, а в роли видеохудожника — так и вовсе модный Покрас Лампас. Сей последний факт, однако, не гарантирует, что эта работа окажется ярче миниатюр Дмитрия Пимонова или Александра Сергеева.
Еще одна премьера "зарыта" в творческом вечере Владимира Шклярова (13 марта). Между "Юношей и смертью" Ролана Пети и "Бриллиантами" Джорджа Баланчина он выступит в новом опусе Юрия Смекалова Palimpsest на музыку Бартока. Занятно, что в этой работе хореографу, пустившемуся на территорию драмтеатра, снова помогает популярный соцсетевой писатель Александр Цыпкин: видимо, их общая постановка "Трех товарищей?" в театре "Приют комедианта" стала лишь началом товарищества творческого. На следующий день после премьеры Юрий Смекалов отважится публично обсудить ее с Владимиром Шкляровым (14 марта, Зал Мусоргского Новой сцены Мариинки). Помимо этих разговоров стоит послушать и другие: 12 марта, к примеру, нам предлагается поговорить с Викторией Терешкиной и Александром Сергеевым, а 19 и 20 марта не советую пропускать предисловия многомудрого Богдана Королька перед оммажем Нижинскому (из старых мариинских "Шехеразады" и "Весны священной"), а также "Анной Карениной" Ратманского.