В Михайловском замке открылась седьмая выставка из цикла "Сага о Романовых" — "Александр III. Император и коллекционер".
Экспозиция приурочена к двум юбилеям: 125–летию с момента основания Русского музея и 175–летию со дня рождения самого императора. Проект особенно значим, поскольку собрание этого правителя положило начало коллекции Русского музея. Он и сам хотел открыть национальный музей, но не успел: скончался.
Драма под названием "Сага о Романовых" началась еще в 2014 году. Всего планируется поставить 10 актов и эпилог. Каждый акт — новая эпоха или судьба. В этот раз главным героем действа стал император Александр III. Его назначили на эту роль внепланово, в обход предшествующих правителей, поскольку наступил день рождения Русского музея. Своей страстью к искусству Александр III выделяется и на фоне персонажей, уже принявших участие в постановке: Павла I, Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой и Николая I.
Александр III начал рисовать еще в детстве. Повзрослев, приобрел собрание картин прославленного коллекционера Василия Кокорева и стал покровительствовать русским художникам. В этом не обошлось без влияния юной жены — великой княгини Марии Федоровны, которая занималась живописью под руководством художника Алексея Боголюбова. Ее работы, кстати, экспонируются на выставке.
К юбилею венценосца новый проект планируется и в московском Историческом музее. Однако он будет отличаться от петербургского. Об этом рассказала заместитель генерального директора по научной работе Евгения Петрова: "В Москве Александра III представят как государственного деятеля. У нас художественный музей, поэтому мы выбрали другой аспект: показываем его как ценителя искусств".
Экспозиция — своеобразное наглядное пособие, демонстрирующее особенности политики Александра III как коллекционера. В первом зале, недалеко от полотна "западника" Генриха Семирадского, ковровая развеска истинно русских полотен вроде "Оттепели" Константина Васильева. Такова кураторская задумка, показывающая, что Александр III стремился примирить академистов Императорской академии со взбунтовавшимися передвижниками.
Или, например, последний зал, в котором представлены работы на религиозную тематику, в том числе картины Василия Васнецова для росписей Владимирского собора в Киеве. Их специально к выставке в Русском музее отреставрировала Третьяковская галерея. Будучи глубоко верующим, Александр III покровительствовал Русской православной церкви — лично заказывал оформление храмов знаковым художникам своего времени.
Генеральный директор Русского музея Владимир Гусев предположил, что в названии выставки можно было бы поменять местами слова "император" и "коллекционер", поскольку "коллекционером Александр III стал, еще будучи Великим князем". При этом все–таки до конца осмыслить его фигуру невозможно, если не учитывать, что он был венценосцем.
Выставка иллюстрирует и эту ипостась. На ней можно изучить работы венгерского художника Михая Зичи, который был биографом, визуализирующим в рисунках жизнь Александра III с 1881 года (года вхождения на русский престол) до его кончины.
Вообще на выставке в Михайловском замке не заскучаешь: собраны 300 экспонатов из разных музеев, архивов и частных коллекций, в том числе, например, из Государственного Эрмитажа, который предоставил предметы китайской экзотики из коллекции Александра III. Гатчина даже одолжила огромное тронное коронационное кресло императора.
Генеральным спонсором стал основной меценат Русского музея — благотворительный фонд "Система". Партнерские отношения между АФК "Система" и Государственным Русским музеем долгие: начались в 2003 году подписанием долгосрочного соглашения о поддержке музея на 10 лет. По истечении этого срока договор продлили еще на 10 лет — до 2023 года. На выставки цикла "Сага о Романовых" он выделил более 35 млн рублей.
Проект в Михайловском замке будет открыт до 10 мая.