Искусство аутсайдеров в Петербурге на удивление востребовано. Не так давно у нас прошла серия выставок пациентов психоневрологических диспансеров, которые были организованы художницами Инной Позиной и Верой Светловой. Обе не один год практиковали арт–терапию с людьми, страдающими душевными расстройствами, и много сделали для того, чтобы познакомить художественную публику с работами своих подопечных. Zoika — член группы "Новые городские художники", основанной куратором Женей Штиль и художником Стасом Баксом. Ее участники — пациенты психотерапевтов и психиатров.
Традиция искусства душевнобольных восходит к середине ХХ века. Первоначально это направление называли ар–брют. Одна из первых коллекций произведений душевнобольных появилась в Гентской психиатрической клинике. Довольно быстро направление стало популярно не только в Бельгии, но и во Франции, где им увлекся на заре карьеры впоследствии ставший классиком contemporary art Жан Дюбюффе. Причастны к ар–брют были и неоэкспрессионисты из группы "Кобра", объединившие художников из Бельгии, Дании и Голландии.
В Петербурге эти художественные эксперименты начались раньше, чем в Европе. Даниил Хармс еще с 1920–х коллекционировал "естественных философов" — чудаковатых завсегдатаев Публичной библиотеки, опровергавших Дарвина и Ньютона. Хармс мечтал представить мыслителей–фриков со сцены Дома печати. Много лет спустя это удалось на одной из "Поп–механик" Сергею Курехину. Между прочим, книга психиатра Владимира Карпова "Творчество душевнобольных", которую очень ценил Хармс, появилась на 10 лет раньше, чем аналогичная работа Ханса Принцхорна, которой зачитывались европейские авангардисты. В общем, Петербург с его чудаками, оригиналами и денди — то самое место, где были, есть и будут подобные художники.
Так что выставка Zoika в Name Gallery закономерна. Для Name Gallery подобный проект первый. Удачен ли он будет и в чем здесь состоит удача — в коммерческом успехе, промоции художницы или попытке перезагрузить давнюю традицию, — покажет время. На сегодняшний день ясно, что Zoika привлекла к себе и к галерее внимание публики и арт–экспертов. Шуму вокруг выставки достаточно. Продолжение следует.