Войти легко, выйти сложно. О включении в реестр недобросовестных поставщиков

 

Нарушение подрядчиком условий госконтракта может повлечь специфическую мер у ответственности — включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Мы можем констатировать, что в спорах о взыскании неустоек и спорах по РНП суды могут приходить к противоположным выводам. На наш взгляд, это свидетельствует об отсутствии четких гарантий для бизнеса и о необходимости существенной доработки института.
Идея реестра — не допускать недобросовестных до контрактов с государством: последствие включения — ограничение участия в закупках на 2 года. Кроме того, включение в РНП в большинстве случаев является самостоятельным основанием для расторжения иных контрактов, даже если нет ни одного нарушения их условий.
Такая серьезная мера требует четкой процедуры. Но формально критерием включения в РНП является сам факт расторжения контракта. В противовес высшие судебные инстанции разъясняли, что в каждом конкретном случае необходимо решать вопрос о законности, справедливости и целесообразности этой меры, исходя из фактических обстоятельств, а равно баланса частных и публичных интересов. Но такую формулу принятия решений о столь существенной ответственности, влекущей зачастую банкротство подрядчика, сложно признать корректной.
Решение о включении в РНП принимает управление ФАС РФ, и делает это почти молниеносно. Если суд по неустойке может длиться годами, то по РНП решение принимается за одно заседание, которое проходит, как правило, меньше чем за 1 месяц с момента расторжения контракта. Этого времен и многим подрядчикам недостаточно для подготовки полноценной стратегии защиты. Так, есть случаи нахождения в РНП подрядчиков, которые не приступили к строительству, поскольку заказчик не получил разрешение на строительство из–за несоответствия проекта градостроительной документации, либо не сумели выполнить первые промежуточные работы в срок из–за необходимости устранения брака в работах прежнего подрядчика.
Любое решение может быть обжаловано в суде — некоторые государственные заказчики обжалуют почти каждое решение о невключении в РНП. Подрядчики тоже. Но даже если судебное разбирательство со всеми обжалованиями заняло меньше 2 лет и участнику удалось оспорить решение антимонопольного органа о включении в РНП, это не дает ему гарантии скорого выхода из этого списка. Управление ФАС направляет сведения о решении в ФАС РФ, которая исполнять судебный акт не спешит. Спустя месяцы после признания решения УФАС незаконным подрядчик так и не имеет допуска к закупкам. Такая ситуация не только отбивает желание начинать процедуру, но и препятствует реализации самой идеи реестра. Не получая должной защиты от рисков, участники рынка видят перспективу в том, чтобы бесконечно плодить новые юридические лица, не заботясь о репутации конкретного ООО и его формальных руководителей.
Илья Алембаев, старший партнер Versus.legal