"Сколково" просчиталось. О профессиях, которые должны были исчезнуть, но выжили

Автор фото: ТАСС
Семь лет назад московская школа управления "Сколково" (председателем ее попечительского совета был и остается Дмитрий Медведев) составила список из 30 профессий, которые исчезнут к 2020 году.
2020 год наступил — захотелось посмотреть, насколько точны оказались в своих прогнозах специалисты из "Сколково".
По версии сколковских ученых, к 2020 году должны были исчезнуть: турагенты, лекторы, швеи, машинисты, почтальоны, вахтеры, прорабы, журналисты, логисты, нотариусы, провизоры, юрисконсульты, инспекторы ДПС, копирайтеры, курьеры, библиотекари, архивариусы, any–key–специалисты, бурильщики, системные администраторы, шахтеры и аналитики.
Из понятных профессий в списке к 2020 году не исчезла ни одна. Сомнения вызывал только any–key–специалист. Кто это? Неужели пропал?! Оказалось, это такой человек, который проблемы с компьютерами решает, но не системный администратор. То есть и тут мимо — не перевелись эни–кеи в наших офисах.
Таким образом, московские ученые на 100% не угадали. Даже больше чем на 100%: лекторы у них должны были исчезнуть, а они сейчас нарасхват. С курьерами вообще сильно промахнулись — самая востребованная профессия.
Удивителен не сам сколковский список профессий, которые должны были у нас исчезнуть, но не исчезли, — тут как раз все очевидно: составлен он из представлений о том, что везде будут сплошные автоматизированные системы, дроны и роботы. А то, что такой короткий срок на исчезновение установили. Понятно, что тут без воздействия Медведева не обошлось. Вряд ли прямого, но косвенного — всем в "Сколково" в 2013 году было понятно, что при премьере Медведеве у нас прогресс пойдет гораздо быстрее, чем в других странах, где нет такого замечательного премьера.
На самом деле список исчезающих профессий бессмысленный. Надо другой список составлять — полезных и вредных профессий.
Понятно, что нужна большая аналитическая работа. Потому что даже у инспектора ДПС есть право на оправдание.
Вот американские экономисты пытались оценить полезность профессий, исходя из выгоды для клиентов. В частности, задумались о том, какая профессия полезнее — сутенер или риелтор.
Дотошные американские исследователи изучили экономику проституции в Чикаго. Подсчитали: проституток там 4400, 1,6 млн контактов в год с участием 175 тысяч клиентов.
Выяснили: проститутки назначают разные цены для разных клиентов. Черные клиенты платят примерно на $9 меньше, чем белые. У экономистов практика назначения различной цены за один и тот же продукт называется ценовой дискриминацией. То есть белых ценово дискриминировали.
Одновременно оказалось, что цены на услуги девушек разного качества — красивых или не самых симпатичных — различались минимально. Большинство клиентов воспринимали их как товар примерно одной номенклатуры. Как посетитель магазина в большинстве случаев не видит разницы между двумя сетками с картошкой.
При договоре с девушкой напрямую, а не через сутенера клиент получал услуги в среднем на $16 дешевле.
При этом наличие сутенера оказалось выгодно девушкам, даже несмотря на то что сутенеры брали 25% комиссии — потому что клиенты, действующие через сутенера, заказывали более дорогостоящие услуги и девушки в результате оставались в выигрыше. Секрет успеха сутенеров состоял в том, что они общались не с теми клиентами, которых девушка с низкой социальной ответственностью могла найти самостоятельно.
Поэтому, пришли к выводу исследователи, работа с сутенером, безусловно, выгодна девушкам, хотя и невыгодна клиентам девушек. То есть полезность сутенеров составляет 50%.
Другое дело — риелторы. Хотя агенты по недвижимости берут меньшую комиссию, чем сутенеры (5% против 25%), в абсолютном выражении доля риелторов составляет в Штатах десятки тысяч долларов с одной сделки (скажем, $20 тыс. для дома, проданного за $400 тыс.).
Экономисты исследовали работу риелторов и поняли, что главная их работа заключается в размещении информации на общедоступных, хотя и платных сайтах по продаже недвижимости.
И главное — цена домов, проданных риелторами, была в среднем такой же, что и у домов, проданных без их помощи.
Выводы экономистов: в отличие от полезной на 50% профессии сутенера, профессия риелтора абсолютно бесполезна, поскольку уменьшает доходы клиентов на крупные суммы.
Вот как надо проводить анализ.
Может, потому премьера и поменяли, что Мишустин умеет анализировать лучше, чем Медведев.
Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812", специально для "ДП"