11:4322 января 202011:43
416просмотров
11:4322 января 2020
Вопреки расхожим представлениям, европейские и американские пенсионеры не рассчитывают на государственную пенсию. Она невелика, от $200 до $500, но у большинства есть свои пенсионные планы и недвижимость, что позволяет аккумулировать определенные средства. Поэтому в развитых странах существует серебряная экономика, которая рассчитана на пожилых людей, у которых есть много времени и денег.
В России, напротив, люди считают, что на пенсии жизнь закончилась, денег больше нет, надо жить для детей и сидеть с внуками. Они на себе ставят крест. И очень напрасно!
Я бы начал развитие agetech с социальной сети. Да, она будет сейчас не очень заселена, потому что пожилые люди не до конца понимают, что такое соцсети. Но мне кажется хорошей модель Littleone. Это сайт, который сделала девушка, сидевшая с ребенком. В декрете ей стало скучно, она решила создать социальную сеть — портал для мам. Сейчас это очень большой проект. Он начинался с советов, как менять памперсы, а сейчас там рекламируют все подряд.
Если бы появилась такая соцсеть для пожилых, разговаривали бы там, конечно, про здоровье. Я бы начал раскручивать проект вокруг простой идеи, например с дешевых лекарств. А дальше, например, Airbnb. Большинство стариков не понимают, что они могут принять к себе в гости людей и прилично заработать. Пенсионеру нужно платить 8 тыс. за коммуналку, он жалуется, что не хватает денег. Он не понимает, что 8 тыс. — это пара дней Airbnb. Или посидеть нянечкой с детьми. Или офисная еда — небольшие компании часто ищут, кто бы им мог доставлять обеды. А это могут делать пользователи этой соцсети.
Вокруг можно будет построить и другие сервисы. Например, путешествия, особенно если сделать их как какой–нибудь скидочный портал типа Groupon, потому что у наших пенсионеров не так много денег. Там они смогут найти путешествие, которое им будет по карману. Но у них нет загранпаспорта, например. Там же можно сделать сервис, который поможет им его оформить, сделать визу и так далее. Это уже полноценная платформенная экономика.
Или, допустим, решить вопрос с дачными продуктами — обычно же яблоками всех родственников заваливают. Можно сделать сервис, позволяющий продать их за небольшие деньги. Или часто остается большое количество засахаренных варений, с которыми непонятно, что делать. На них тоже есть спрос — умельцы могут сделать самогон. В общем, в соцсети, если ее правильно построить, будет множество вариантов, как заработать и как провести время.
Игорь Рождественский, генеральный директор Martal Spb