Год 1991–й выдался богатым на исторические события, причем настолько противоречивые, что теперь только диву даешься. 17 марта был проведен референдум, на котором 76,4% граждан СССР выступили за сохранение Советского Союза. 19 августа все практически в едином порыве выступили против попытки ГКЧП сохранить монополию правящей партии на власть. А 8 декабря в правительственной резиденции Вискули в Беловежской пуще президентом России Борисом Ельциным, президентом Украины Леонидом Кравчуком и председателем Верховного совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано соглашение, прекращавшее существование Союза Советских Социалистических Республик.
То, что СССР в прежнем виде существовать далее не может, к началу 1991 года было понятно всем. Однако о его деконструкции, несмотря на "парад суверенитетов", состоявшийся в 1990–м, речи не шло. На повестке дня стоял пересмотр союзного договора, создание на базе СССР так называемого Союза Советских Суверенных Республик — федерации, лишенной жесткой централизации, но тем не менее представляющей собой единое государство. Подписание нового договора назначили на 20 августа, однако по понятным причинам оно было сорвано: неудавшаяся попытка путча полностью изменила казавшийся до того вполне приемлемым расклад. Все союзные республики, не успевшие заявить о своей независимости, сделали это практически моментально, и обновление Союза пришлось планировать уже в виде конфедерации независимых государств.
Спонтанный развод
Подписание намечалось на 9 декабря. "Семья народов" на глазах разваливалась, из состава СССР вышла, в числе других, Украина. Россия, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Туркмения и Киргизия были настроены остаться вместе. Съезд народных депутатов СССР объявил о начале переходного периода и даже утвердил порядок управления тем, что осталось от страны.
И вот тут–то, собственно, и произошло событие, которое как минимум две из трех принимавших в нем участие сторон описывают как "спонтанное". На встрече лидеров Украины, Белоруссии и России 7 декабря в Беловежской пуще российская делегация предложила пустить СССР ко дну, потому что, по словам Бориса Ельцина, "без Украины союзный договор теряет всякий смысл".
Для Кравчука и Шушкевича, считавших, что основная цель встречи — выработать общую линию взаимоотношений покинувшей Союз республики и тех, кто в нем остался, это предложение было неожиданным. Однако для того, чтобы принять его, им не потребовалось и суток. 8 декабря было подписано соглашение, в преамбуле которого значилось, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". На смену СССР, согласно подписанному соглашению, приходило аморфное и по факту ни к чему не обязывающее образование — Содружество Независимых Государств, СНГ.
Кто подписал — тот и расторг
Что характерно, чисто с юридической точки зрения три собравшихся в Вискулях лидера действительно были вправе принять такое решение: Союзный договор 1922 года, на основании которого и существовал СССР, подписали в свое время представители Украины, Белоруссии и России, так что теперь они же могли его и расторгнуть.
10 декабря соглашение ратифицировали Верховные советы Украины и Белоруссии, 12–го — российский парламент, а 21–го декларацию о целях и принципах СНГ, сформулированных, нельзя не отметить, максимально расплывчато, подписали руководители 11 бывших союзных республик, окончательно поставив крест на советском прошлом. Все они обещали бывшим гражданам Союза свободу перемещения и открытые границы, равные права и свободы независимо от национальности, защиту нацменьшинств и сохранение их культурной, языковой и религиозной самобытности, а также прочие успокаивающие гарантии, которые на практике никто реализовывать не собирался. События последующих десятилетий подтвердили это полностью.
25 декабря первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев заявил о своей отставке. А 26–го Союз Советских Социалистических Республик прекратил существование. С флагштока над московским Кремлем было спущено красное знамя, а вместо него поднят триколор. Началась новая эпоха в истории одной шестой части суши.
Кстати, есть во всем этом один интересный момент: оригинал документа невероятной исторической ценности — подписанного в Беловежской пуще соглашения — утерян. Исполнительный комитет СНГ располагает сегодня только его нотариально заверенной копией. Говорят, что она имеет такую же юридическую силу, как и оригинал.