Если не общеобразовательная школа, то что? Такой вопрос задает себе каждый думающий родитель, который понимает, что сейчас обычные школы скорее разрушают, чем обогащают личность ребенка. Понимают это и создатели других — неформальных школ. Поэтому их система образования строится на взаимоуважении, доверии и свободном развитии.
Неформальные школы не соревнуются за звание лучшей, ведь все они очень разные. Родитель, находящийся в поиске нестандартного учебного заведения, может сначала запутаться во всем многообразии — от реджио до вальдорф–педагогики, от Монтессори до демократической школы. Но хорошие отзывы не главный показатель, ведь окончательный выбор семья делает, опираясь на опыт и впечатления детей, а у них свои критерии. В период знакомства и адаптации будущие ученики понимают, насколько комфортно им именно в этой среде.
Такие школы, как правило, составляют индивидуальные образовательные маршруты вместе с учениками, их родителями и педагогами. До этого, увы, массовой школе еще далеко. В неформальной среде сразу проявляются способности и таланты ученика. В комфортных условиях развиваться намного проще и интересней. Педагоги понимают, что геймификация, использование образовательных приложений и другие новые подходы работают не хуже, чем традиционные, а иногда даже лучше. Их используют с умом, подробно рассказывая родителям, как это работает.
В 2019 году сегмент частного образования в Санкт–Петербурге из модной и немного «маргинальной» истории перерос в устойчивую и довольно востребованную тему. Так, на мартовском фестивале «Другие школы», посвященном неформальному образованию, свои площадки представило 17 других школ, а познакомиться с ними пришли более 1600 заинтересованных человек. Встреча помогла укрепить сообщество нестандартных школ, а также получить довольно четкое описание целевой аудитории.
Кто сегодня интересуется другими школами? Семьи, где оба родителя от 30 до 45 лет с высшим или несколькими высшими образованиями. Доход — средний и выше среднего. Их профессиональные сферы: IT, психология, финансы, туризм, искусство и другие. Статус: собственники бизнеса, руководители высшего и среднего звена, фрилансеры. Почти все опрошенные имеют хобби, связанное с психологией, здоровым питанием, спортом, йогой и другими практиками здорового образа жизни. Они активны, любят путешествовать, интересуются новым, посещают выставки и концерты. Также важно, что родителей в первую очередь интересует не стоимость обучения и место расположения школы, а ценности, которые транслирует учебное заведение.
Ученики, родители, учителя и администрация неформальных школ — это крепкое сообщество с общими целями. Их связь намного теснее, чем в обычной школе, часто проходят общие встречи, родители активно включаются в школьную жизнь. Многие из них становятся экспертами в разных школьных вопросах и привлекают своих коллег и знакомых в школьную среду. Они могут рассказать школьникам о своих профессиях, провести мастер–класс, вдохновить своим хобби. Связь профессиональной и школьной среды уже заметна, но директора школ хотели бы ее углублять. Отсюда возникает вопрос, как еще выстроить взаимодействие школы и бизнеса?
Школа всегда находится в поиске качественных услуг, она не может рисковать, ведь несет ответственность за детей. Поэтому в образовательной среде работает система рекомендаций, и организациям со стороны не всегда просто найти точки пересечения со школами.
Альтернативному образованию очень нужны рабочие бизнес–контакты. Опрос директоров подтвердил это — кроме инвесторов и спонсоров они ищут технических специалистов и IT–поддержку, маркетинг, SMM и PR, юридическую помощь, хорошую LMS–платформу и многое другое.
Что сами школы могут дать среднему и малому бизнесу? Первое и самое логичное — это рекламу. Если дети положительно оценят какой–то продукт, скорее всего, он появится и в семейном обиходе. Второе — это долговременное сотрудничество (например, аутсорсинг бухгалтерских услуг или доставка горячего питания) на взаимовыгодных условиях.
Для образовательных курсов и онлайн–проектов другие школы — отличная площадка для сотрудничества. Совместно с педагогами школы можно придумать новый образовательный продукт и запустить его как в самой школе, так и за ее пределами.
Фестиваль «Другие школы» — именно то событие, где предприниматели могут найти своих клиентов, а школы — постоянных партнеров. Так, сеть образовательных центров «Лига роботов» после фестиваля предложила небольшим частным школам вместе арендовать площадки для занятий. Так можно оптимизировать затраты — в утренние и дневные часы пространство занимает школа, после обеда и в выходные дни — кружки и секции.
Следующая крупная встреча школ и аудитории пройдет в марте 2020 года. Принять в ней участие приглашаются не только родители, но и потенциальные партнеры и спонсоры. Организаторы рассматривают разные варианты сотрудничества — от традиционных спонсорских пакетов до коллабораций. Подробности можно уточнить по адресу allo@dshkoly.ru