Кому и зачем нужны другие школы?

Если не общеобразовательная школа, то что? Такой вопрос задает себе каждый думающий родитель, который понимает, что сейчас обычные школы скорее разрушают, чем обогащают личность ребенка. Понимают это и создатели других — неформальных школ. Поэтому их система образования строится на взаимоуважении, доверии и свободном развитии.

Неформальные школы не соревнуются за звание лучшей, ведь все они очень разные. Родитель, находящийся в поиске нестандартного учебного заведения, может сначала запутаться во всем многообразии — от реджио до вальдорф–педагогики, от Монтессори до демократической школы. Но хорошие отзывы не главный показатель, ведь окончательный выбор семья делает, опираясь на опыт и впечатления детей, а у них свои критерии. В период знакомства и адаптации будущие ученики понимают, насколько комфортно им именно в этой среде.
Такие школы, как правило, составляют индивидуальные образовательные маршруты вместе с учениками, их родителями и педагогами. До этого, увы, массовой школе еще далеко. В неформальной среде сразу проявляются способности и таланты ученика. В комфортных условиях развиваться намного проще и интересней. Педагоги понимают, что геймификация, использование образовательных приложений и другие новые подходы работают не хуже, чем традиционные, а иногда даже лучше. Их используют с умом, подробно рассказывая родителям, как это работает.
В 2019 году сегмент частного образования в Санкт–Петербурге из модной и немного «маргинальной» истории перерос в устойчивую и довольно востребованную тему. Так, на мартовском фестивале «Другие школы», посвященном неформальному образованию, свои площадки представило 17 других школ, а познакомиться с ними пришли более 1600 заинтересованных человек. Встреча помогла укрепить сообщество нестандартных школ, а также получить довольно четкое описание целевой аудитории.
Кто сегодня интересуется другими школами? Семьи, где оба родителя от 30 до 45 лет с высшим или несколькими высшими образованиями. Доход — средний и выше среднего. Их профессиональные сферы: IT, психология, финансы, туризм, искусство и другие. Статус: собственники бизнеса, руководители высшего и среднего звена, фрилансеры. Почти все опрошенные имеют хобби, связанное с психологией, здоровым питанием, спортом, йогой и другими практиками здорового образа жизни. Они активны, любят путешествовать, интересуются новым, посещают выставки и концерты. Также важно, что родителей в первую очередь интересует не стоимость обучения и место расположения школы, а ценности, которые транслирует учебное заведение.
Ученики, родители, учителя и администрация неформальных школ — это крепкое сообщество с общими целями. Их связь намного теснее, чем в обычной школе, часто проходят общие встречи, родители активно включаются в школьную жизнь. Многие из них становятся экспертами в разных школьных вопросах и привлекают своих коллег и знакомых в школьную среду. Они могут рассказать школьникам о своих профессиях, провести мастер–класс, вдохновить своим хобби. Связь профессиональной и школьной среды уже заметна, но директора школ хотели бы ее углублять. Отсюда возникает вопрос, как еще выстроить взаимодействие школы и бизнеса?
Школа всегда находится в поиске качественных услуг, она не может рисковать, ведь несет ответственность за детей. Поэтому в образовательной среде работает система рекомендаций, и организациям со стороны не всегда просто найти точки пересечения со школами.
Альтернативному образованию очень нужны рабочие бизнес–контакты. Опрос директоров подтвердил это — кроме инвесторов и спонсоров они ищут технических специалистов и IT–поддержку, маркетинг, SMM и PR, юридическую помощь, хорошую LMS–платформу и многое другое.
Что сами школы могут дать среднему и малому бизнесу? Первое и самое логичное — это рекламу. Если дети положительно оценят какой–то продукт, скорее всего, он появится и в семейном обиходе. Второе — это долговременное сотрудничество (например, аутсорсинг бухгалтерских услуг или доставка горячего питания) на взаимовыгодных условиях.
Для образовательных курсов и онлайн–проектов другие школы — отличная площадка для сотрудничества. Совместно с педагогами школы можно придумать новый образовательный продукт и запустить его как в самой школе, так и за ее пределами.
Фестиваль «Другие школы» — именно то событие, где предприниматели могут найти своих клиентов, а школы — постоянных партнеров. Так, сеть образовательных центров «Лига роботов» после фестиваля предложила небольшим частным школам вместе арендовать площадки для занятий. Так можно оптимизировать затраты — в утренние и дневные часы пространство занимает школа, после обеда и в выходные дни — кружки и секции.
Следующая крупная встреча школ и аудитории пройдет в марте 2020 года. Принять в ней участие приглашаются не только родители, но и потенциальные партнеры и спонсоры. Организаторы рассматривают разные варианты сотрудничества — от традиционных спонсорских пакетов до коллабораций. Подробности можно уточнить по адресу allo@dshkoly.ru