Реновация депо: от запада до востока

Нагрузка на железные дороги постоянно растет. И это приводит к необходимости регулярной реконструкции, в том числе и вагоноремонтных депо.

Если оперировать данными, которые озвучены на официальном сайте РЖД, ежегодно увеличивается объем грузов, которые перевозятся по железным дорогам. Так, если в 2016 году было перевезено 23,1 млн т грузов в контейнерах, то в 2019 году это число составило уже 34,8 млн т. И, даже несмотря на активное развитие гражданской авиации, постоянно растет и количество пассажиров, путешествующих на поездах: если в январе–сентябре прошлого года воспользовались услугами РЖД 860 миллионов пассажиров, то в этом году за такой же период проехали почти 900 миллионов.
Разумеется, в результате такой активности растет и нагрузка — как на железнодорожное полотно, так и на подвижной состав, который нуждается в регулярном обновлении, обслуживании и ремонте. А так как большая часть ремонтных депо были созданы еще во времена Советского Союза (а то и в довоенный период), многие из них сейчас нуждаются в серьезном обновлении и реновации. Потому что от них во многом зависит безопасность пассажирских перевозок и гарантия доставки грузов до пункта назначения.
И если со стороны мы видим, какие реновации проводятся — и проводятся ли — на дорогах, а также в инфраструктурных объектах (на вокзалах и станциях), то зачастую узнать, есть ли изменения в ремонтных депо, обычному человеку достаточно сложно. "Деловой Петербург" обратился в АО "ВРК–1", которое с 2011 года входит в Центральную дирекцию по ремонту грузовых вагонов (филиал ОАО "РЖД").
То, что именно эту компанию стоит рассматривать в качестве эксперта в вопросе ремонта вагонов, вполне логично: общая доля АО "ВРК–1" на вагоноремонтном рынке России по итогам 2018 года составила 25%.

Автоматизация процессов

Как рассказали в компании, на сегодняшний день ими активно ведется реконструкция двух крупных вагоноремонтных депо — в ВЧДР "Хабаровск" и в расположенном непосредственно в Петербурге ВЧДР "Санкт–Петербург–Сортировочный–Московский".
Всего же сегодня в сеть подразделений этой компании входит 38 вагоноремонтных депо, одно ремонтно–механическое депо и одна обособленная вагоноколесная мастерская.
История вагонного ремонтного депо "Санкт–Петербург–Сортировочный–Московский", как и многих других подобных, берет свое начало в 30–х годах прошлого столетия. Первое здание депо было построено с проектной мощностью 900 вагонов ремонта в год, в то время предприятие было одним из самых крупных на сети железных дорог. Сегодня это современный технологический комплекс, где осуществляется диагностика колесных пар, боковых рам, надрессорных балок тележек и других деталей вагона.
По словам представителей ВРК–1, в мае 2018 года состоялось выездное совещание совета директоров компании, во время которого руководители посетили и вагоноремонтное депо "Санкт–Петербург–Сортировочный–Московский". Именно тогда начальник депо сообщил о необходимости реконструкции предприятия с расширением производственных площадей тележечного и колесно–роликового участка, а также с заменой технологического оборудования на более современное. И с учетом того, что грузооборот с расположенным неподалеку торговым портом Усть–Луга постоянно растет, было принято решение о начале работ по развитию этого объекта.
В реконструкцию предлагается вложить 1 млрд 210 млн рублей (без НДС), финансирование будет привлекаться как из собственных средств компании, рассказывают в АО "ВРК–1", так и с помощью сторонних средств, в том числе банковских кредитов. Это позволит не только реконструировать существующее производство, но и наладить полную автоматизацию всех процессов производства.
Кроме того, в результате изменятся архитектурные и объемно–планировочные решения объекта, а также его инженерная обеспеченность. Это приведет к увеличению потребности в ресурсах: вырастет энергопотребление, которое компенсируется за счет дополнительной присоединенной мощности, возрастет тепловая мощность на отопление и вентиляцию, поскольку увеличится строительный объем здания. Впрочем, все эти моменты изначально заложены в проект и учтены. Также проектными решениями предусмотрены мероприятия по предотвращению сбросов в водные источники или на территорию предприятия — для этого в стоках будут очистные сооружения.
Пока не определено, какая именно компания будет выполнять непосредственные работы в депо.
"При одобрении в финансировании инвестиционного проекта по реконструкции вагонного ремонтного депо "Санкт–Петербург–Сортировочный–Московский" будет организована конкурсная процедура по выбору генерального подрядчика", — рассказали в ВРК–1. Но, по предварительным расчетам, закончить реконструкцию и ввести объект в эксплуатацию планируется не позднее августа 2020 года.
"Предприятие имеет выгодное географическое положение с большим сосредоточением подвижного состава, — добавляют в компании. — Реконструкция вагонного ремонтного депо "Санкт–Петербург–Сортировочный–Московский" даст положительный результат эксплуатационной работы станции Санкт–Петербург–Сортировочный–Московский.

Путь на Восток

"В связи со стремительным увеличением грузооборота с зарубежными партнерами из стран Азиатско–Тихоокеанского региона встал вопрос и о повышении требований к технической готовности подвижного состава, ликвидации простоя подвижного состава на путях общего пользования", — отмечают в ВКР–1, комментируя необходимость реконструкции ВЧДР "Хабаровск". Решение о ее необходимости также было принято в 2018 году, а в марте 2019 года, после долгих согласований, было одобрено и расходование денежных средств на проектирование.
Это вагоноремонтное депо чуть моложе, чем "Московский–Сортировочный". Днем его рождения считается 24 ноября 1935 года, когда из сборочного цеха вышли первые отремонтированные вагоны. В 1999–2003 годах тут уже проводилась реконструкция, но за прошедшие 16 лет возникла необходимость в очередном обновлении: необходимо заменить морально и физически изношенное оборудование на современное, повысить механизацию труда и сократить количество операций, выполняемых вручную.
Положительными результатами реконструкции в компании "ВРК–1" видят увеличение объема ремонта и уменьшение влияния человеческого фактора, что в результате приведет к минимизации рисков травматизма и аварийных ситуаций, зато существенно повысит конкурентоспособность предприятия за счет повышения качества ремонта и снижения затрат.
Всего в реконструкцию ВЧДР "Хабаровск" предлагается вложить 1 млрд 151 млн рублей (без НДС). Как и в случае с петербургским депо, источником финансирования станут как собственные, так и привлеченные средства.