Татьяна Шубина Все статьи автора
9 октября 2019, 23:33 33

Все напоказ

В этом году выставочно–ярмарочной деятельности Петербурга исполнилось 190 лет

Первая торгово–промышленная выставка в истории России состоялась ровно 190 лет назад — в 1829 году в Петербурге в специально построенном для этой цели "Экспозиционной зале" — здании, в котором сейчас находится Зоологический музей, на стрелке Васильевского острова. Ее экспонентами стали более 300 предприятий, некоторые существуют до сих пор.

Как рассказали в Российском союзе выставок и ярмарок (РСВЯ), на выставке были представлены образцы белого оружия Златоустовской фабрики, малахитовые чаши, изготовленные в лаборатории петербургского Горного института, а также продукция Ломоносовского фарфорового завода, Пролетарского и Ижорского заводов, машиностроительного завода "Арсенал".

"Экспозиционная зала" использовалась для проведения выставок экономических достижений и в дальнейшем — в 1833 году в Петербурге прошла вторая мануфактурная выставка, затем частные и государственные предприятия демонстрировали свои изделия в этом здании в 1839, 1849 и 1861 годах.

После 1870 года торгово–промышленные выставки в основном перебазировались на территорию Соляного городка, где под эти цели был построен комплекс выставочных зданий.

В советское время проведение торгово–промышленных выставок пошло на спад, однако в послевоенное время оно вновь возобновилось, получив активное развитие в конце 1960–х годов. Практически все крупные выставки и конгрессы проходили в комплексе зданий "Ленэкспо", возведение которого началось в 1968 году на специально намытых под это строительство участках суши на Васильевском острове.

Переходное время

В первые годы перехода к рыночной экономике выставок практически не было, поскольку было прекращено бюджетное финансирование этой отрасли. Кроме того, необходима была реструктуризация, и в 1991–1992 годах выставочные организации реорганизовывались, приватизировались и осваивали принципы хозяйственного расчета. В это время корпуса "Ленэкспо" были сданы в аренду различным организациям — в частности, 6–й павильон был сдан в аренду первой в Петербурге фондовой бирже. С 1993 года начался рост числа новых выставочных организаций и проводимых ими выставок, и к 2000 году количество мероприятий превысило уровень, на котором находилась выставочная отрасль советского периода.

По словам председателя комитета ТПП РФ по выставочно–ярмарочной и конгрессной деятельности Сергея Беднова, активное развитие отрасли вполне объяснимо. "Выставочно–конгрессная индустрия является высокорентабельным бизнесом, активизирующим экономическую активность в регионе. На 1 рубль вложенных экспонентом средств непосредственно на участие в выставке приходится от 6 и более рублей, которые он тратит вне выставочного комплекса. Эти траты, генерируясь в налогах, способствуют развитию региональной инфраструктуры", — пояснил Сергей Беднов.

Нехватка мест

Однако большинство конференций, симпозиумов и форумов проводилось на неспециализированных площадках. По данным компании Maris в ассоциации с CBRE, в 2009 году почти половина (44%) конференц–залов Петербурга приходилось на отели, 25% были расположены во дворцах и музеях, 14% помещений предоставляли научные учреждения. Оставшимися 17% были конференц–залы в многофункциональных комплексах, торговых и деловых центрах, концертных залах и спортивно–выставочных комплексах. Помимо "Ленэкспо" с конференц–залом на 2 800 человек в городе функционировали всего две крупные конференц–площадки — Международный центр делового сотрудничества на площади Пролетарской Диктатуры и Выставочный центр Северо–Запада на площади Победы. Этот фактор препятствовал развитию конгрессно–выставочного сегмента. По данным ВО "Рестэк", в 2009 году было проведено всего 164 выставки.

Умножение событий

По словам Ольги Убушиевой, старшего аналитика департамента исследований Colliers International в Петербурге, после открытия крупнейшего в городе конгрессно–выставочного центра "Экспофорум" площадью 100 тыс. м2 объем мероприятий, проводимых в Петербурге, значительно вырос. Так, по данным РСВЯ, в 2018 году по отношению к 2013 году выставок стало проводиться в 1,5 раза больше, конгрессов — в 3,5 раза, ивентов — более чем в 5 раз. Так, в 2018 году было проведено 623 выставки, а годовой доход конгрессно–выставочной деятельности составил 30,7 млрд рублей.

"Именно открытие крупнейшего в городе выставочного комплекса "Экспофорум" в 2014 году дало мощный толчок для развития петербургской MICE–индустрии", — поясняет Ольга Убушиева.

По данным Colliers International, в настоящий момент в Петербурге представлено пять специализированных отдельно стоящих конгрессно–выставочных комплексов общей вместимостью около 50 тыс. человек. Доля таких отдельно стоящих комплексов в общем объеме предложения конгрессно–выставочных услуг составляет 45%. Ольга Убушиева также выделяет формат конгресс–отелей, которые специализируются на проведении крупномасштабных мероприятий и обладают большим номерным фондом. К таким отелям эксперт относит "Park Inn by Radisson Пулковская", "Park Inn by Radisson Прибалтийская", "Holiday Inn Московские ворота".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама