Татьяна Шубина Все статьи автора
9 октября 2019, 23:33 34

Кофейни идут в народ

Формат европейской кофейни, впервые появившийся в Петербурге 25 лет назад, спровоцировал кофейный бум, который продолжается и по сей день

Первые кофейни, в том виде, в котором они существуют сегодня, появились в Петербурге в 1994 году. По данным сервиса "2ГИС", с тех пор в городе появилось около 4000 кофеен. Годовой объем петербургского рынка кофеен составляет более 6 млрд рублей.

Для среднего класса

Сегодня в Петербурге работают 19 основных сетевых кофеен, из которых пять принадлежат международным операторам: американская сеть Starbucks, английская кофейня Costa Coffee, израильская Cofix, Newman Coffee, являющаяся проектом мальтийского холдинга Zenith Holding Ltd, и австрийская сеть Coffeeshop Company. К числу российских брендов относятся "Чайникофф", "Шоколадница", "Кофе Хауз", "Даблби", Coffee Room и локальные группы кофеен (Mad Espresso Team, Pitcher, "Пончкофф", BolsheCoffee Roaster, DOZA cafe). Крупнейшими игроками городского рынка кофеен считаются Сoffeeshop Company и Starbucks (у каждой сети по 22 точки в Петербурге), а также "Чайникофф" (18 филиалов) и совместная сеть кофеен "Шоколадница" и "Кофе Хауз", в общей сложности насчитывающая 17 заведений. Самой крупной сетью является Baggins Coffee, работающая в основном в формате "кофе с собой".

Как отмечают эксперты компании Maris / CBRE, в настоящий момент сохраняется тренд открытия демократичных точек общественного питания. "После Чемпионата мира по футболу, который прошел в Северной столице в 2018 году, наибольшее число новых точек появилось в сегменте низкобюджетных заведений. Это связано с продолжающимся снижением уровня реальных располагаемых доходов россиян", — поясняет глава агентства недвижимости LAPINA Екатерина Лапина.

Основу аудитории петербургской кофейни составляют студенты и люди со средним или ниже среднего достатком, которым не по карману отдых в ресторане. Именно поэтому петербургские кофейни отличаются от западных более широким выбором горячих блюд, а также наличием в продаже алкогольных напитков. Даже иностранные игроки, приходя в Россию, вводят в меню алкоголь, супы и другие горячие блюда. Более того, большинство кофеен имеют собственное производство по изготовлению кондитерских изделий, горячих блюд и т. д. Так, cтолкнувшись с задержками поставок и нестабильным качеством продукции сторонних поставщиков, Coffeeshop Company запустила собственное производство десертов и горячих блюд в Петербурге. Открытие производства по хлебобулочным изделиям планирует Baggins Coffee и другие игроки.

Все в одном

Кроме того, в Петербурге активно расширяется сегмент пекарен и кондитерских, позиционирующих себя в качестве кофеен. Этот формат развивают сеть пекарен–кондитерских "Британские пекарни" (входит в корпорацию "Балтийский хлеб"), американская сеть Cinnabon, "Север–Метрополь", "Волконский" и др. В 2015 году сеть "Буше" также обновила формат, добавила кухню и преобразовалась в симбиоз пекарни, кондитерской, ресторана и кофейни формата slow food bakery & coffee.

Большие перспективы

Как рассказали в Maris / CBRE, в 2019 году новые кофейни открывались как в торговых центрах, так и в помещениях формата street retail на основных торговых магистралях города с большим пешеходным трафиком. К числу ключевых открытий на рынке street retail эксперты относят три новые кофейни Starbucks — на Невском пр., 54, Садовой ул., 42, и Невском пр., 38, а также 18–ю точку сети кофеен–пекарен "Британские пекарни". "В первой половине 2019 года сегмент общественного питания продолжил свое активное развитие во встроенных торговых помещениях, — комментирует Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg. — Однако стоит отметить, что в структуре новых открытий доля формата уменьшилась, что связано с различными факторами, одними из которых являются изменения в законодательстве в части получения разрешений на установку вентиляции и рекламы в жилых домах, согласования летних террас, а также перевода жилых помещений в нежилой статус".

Кроме того, растут ставки аренды. По словам Анны Лапченко, в связи с повышенным интересом в среднем на 7% увеличилась по сравнению с прошлым годом арендная плата на улицах Некрасова, Маяковского, Жуковского, Белинского и на Литейном проспекте. Также увеличение ставок отмечено в Петроградском районе, а именно на Большом и Каменноостровском проспектах, где ставки в среднем увеличились на 5%. Наибольший прирост отмечен на локальных торговых улицах спальных районов и на значимых торговых магистралях центральных районов, где ставки в среднем увеличились на 9%.

Заполненность петербургского рынка кофеен оценивается экспертами на уровне 20–25%, а емкость — в 1 трлн рублей. Игроки уверены, что рынок кофеен Северной столицы пока еще способен активно принимать новых игроков и в ближайшие годы будет расти на 10–20% в год.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама