13:3601 августа 201913:36
448просмотров
13:3601 августа 2019
В рамках эксперимента оператор "Дом.ru" выяснил, что дети запросто пускают в квартиру незнакомцев, даже в костюме хищного животного. И технологии не могут их обезопасить.
В результате федерального эксперимента выяснилось: в среднем по России два–три ребенка из десяти открывают дверь незнакомцу. Оставшихся дома в одиночестве детей проверяли с согласия родителей в Петербурге, Барнауле, Красноярске, Тюмени и Челябинске.
Актеры в костюме волка звонили по домофону (в некоторых случаях с видеонаблюдением) и предлагали ребятам вместе поиграть, просили их покормить, пытались подкупить подарками. Иногда уловки были и не нужны: на вопрос семилетнего мальчика: "Кто?" злоумышленник ответил: "Я", чем и заслужил допуск в подъезд.
В Петербурге у эксперимента появилась своя специфика: волк стоял у парадных под проливным дождем и просил впустить его погреться. Как результат — из шестерых "подопытных" детей четверо поддались на уговоры незнакомца. Одна девочка не только открыла дверь в парадную, но и сама встретила волка на лестничной площадке. В другом доме мальчик отказался впустить актера, однако пригласил его в квартиру, когда тот пообещал показать ему подарки. Так что статистика пугающая.
Своим экспериментом "Дом.ru" (входит в "ЭР–Телеком Холдинг") хотел показать, что проблему детской безопасности можно решить, например, с помощью "умных" домофонов. Когда условный волк звонит в квартиру, вызов дублируется на смартфон ее жильцам (на случай, если ребенок остался один дома). Однако, делает вывод оператор, пока технологии все равно не могут защитить ребенка, если он сам не будет следовать правилам "цифровой гигиены".
Невыгодный бизнес
По словам аналитиков, одним из основных заказчиков систем безопасности для детей сегодня является государство, при этом речь идет, как правило, о защите в сфере образования — например, о контроле доступа в школы. Со стороны родителей интерес к обеспечению детской информационной и физической безопасности тоже есть — соответственно, и спрос на подобные технологии теоретически должен быть.
Однако на практике в разработке специальных сервисов и устройств для обеспечения детской безопасности мало кто заинтересован.
Эксперты подчеркивают, что дело в слабой монетизации этой ниши: потребители не готовы платить за такие сервисы большие деньги, поскольку рассматривают их как социально ориентированные услуги.
"Тем не менее есть тенденция к увеличению потребления устройств для детской физической безопасности — к примеру, детские часы с GPS–трекингом, аналогичные приложения для смартфонов. Мобильные телефоны для детей приобретаются тоже в первую очередь в целях безопасности", — рассказывает ведущий аналитик Регионального общественного центра интернет–технологий Урван Парфентьев.
При этом он подчеркивает, что подобные технологии создают в рамках "детских" линеек товаров от производителей "взрослой" продукции. Например, среди родителей относительно популярны детские рации — они менее интересны для злоумышленников, но обеспечивают бесперебойную связь с ребенком.
Цифровые незнакомцы
По данным "Лаборатории Касперского" за 2018 год, наиболее уязвимыми для киберугроз считаются дети 13–15 лет (они начинают больше времени проводить в сети). Лишь 36% опрошенных взрослых настраивают на гаджетах функцию родительского контроля. Как правило, речь идет о компьютерах и ноутбуках, а смартфоны чаще всего остаются без защиты. В то же время каждый пятый ребенок получал в соцсетях приглашение в друзья от незнакомцев, каждый третий сталкивался с "кибербуллингом".
"Когда речь идет о киберугрозах, нужно не столько ограничить доступ к контенту в интернете, сколько создать безопасную среду, в которой ребенок сможет искать интересующую его информацию, общаться с друзьями, играть и смотреть видеоролики без негативных последствий, — считает эксперт "Лаборатории Касперского" по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко. — В рамках специальных программ родительского контроля дети получают основы киберграмотности, а также учатся ответственному отношению к своим персональным данным, информации, которую публикуют в сети, и мерам защиты от киберугроз".
При этом эксперты рассказывают, что сегодня злоумышленники работают более изысканно, чем во времена "Синего кита".
"К современным IT–угрозам, которые перетекают в офлайн, можно отнести неоэкстремистские течения, зацепинг, руфинг, а также суицидальные и депрессивные идеологии. При этом сейчас они не носят четкого характера — в подаваемом детям контенте присутствует и агрессия, и депрессивные нотки, и антисемейная пропаганда", — рассказывает основатель и эксперт Центра защиты детей от интернет–угроз Владимир Рогов.
В связи с этим все более популярными становятся специальные тренинги по "цифровой гигиене". Их проводят как в школах, так и на площадках IT– компаний.
"Отдельно следует отметить работу НКО и волонтеров — правда, здесь присутствует не оправдывающая себя попытка "перегонять" такую работу исключительно в онлайн в силу политики некоторых грантодателей, являющихся основным источником финансирования.
А участие "цифровых гигантов" в подобных проектах снижается в силу экономического кризиса и общего сокращения затрат на корпоративную социальную ответственность", — заключает Урван Парфентьев.