Бездушный учитель. Искусственный интеллект пока не может заменить учителей

Автор фото: vostock-photo

Искусственный интеллект уже успешно применяется в системе образования, позволяя создавать индивидуальные программы. Но живым учителям беспокоиться не стоит.

В отличие от человеческого мозга, искусственный интеллект способен за минимальное время обрабатывать огромные массивы данных. Это позволяет персонифицировать систему обучения и составить индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) для каждого учащегося.
За основу берутся данные об ученике: его предпочтения и интересы, даже информация из соцсетей. ИИ адаптируется под способности каждого учащегося и под уровень его продуктивности, обеспечивая таким образом комфортное развитие ученика.
"Персонализированный подход значительно повышает мотивацию и вовлеченность, — комментирует Павел Музыка, главный архитектор образовательной платформы Modeus компании CUSTIS. — В результате студенты изучают то, что им действительно интересно, а не то, что навязывается сверху".
Этим принципом уже пользуется, например, Тюменский государственный университет. Два года назад он запустил проект по переходу к индивидуальным образовательным траекториям в трех своих институтах. А в сентябре этого года вуз планирует масштабировать технологию на весь первый курс бакалавриата и специалитета. Также пилотные проекты по переходу к ИОТ осенью стартуют в Тюменском индустриальном и Уральском федеральном университетах. Во всех случаях склонности студентов доверили анализировать именно роботам.
Еще один похожий проект — платформа "Талант", разработанная компанией "Инфосистемы Джет". Основываясь на цифровых данных об ученике, система рекомендует им принять участие в тех или иных конкурсах и проектах Кружкового движения НТИ. По итогам у каждого пользователя формируется набор подтвержденных компетенций. Участники Кружкового движения уверены, что такая оценка знаний составит конкуренцию ЕГЭ и ОГЭ.
Но в целом ИИ в российском образовании пока только тестируют. Разработчики мало рассказывают о состоявшихся проектах, предпочитая рассуждать о "большом потенциале" технологии в общих словах.

Робот как ассистент

В соседней Финляндии возможностями ИИ интересуются не меньше, особенно в городе Тампере. Здесь, например, в обучении детей в начальных классах участвует робот по имени Элиас.
"Элиас уже вполне интегрирован в ежедневный образовательный процесс в школе Таммела, — рассказала "ДП" проектный менеджер университета Тампере Айно Ахтинен. — В течение 4 месяцев мы изучали эффективность робота, и результаты приятно удивили нас. Элиас отлично мотивирует и вовлекает детей в учебу благодаря интерактивности и игрофикации".
На сегодняшний день Элиас работает скорее как воспитатель, помогающий развить у детей социальные, коммуникативные навыки. Но в дальнейшем робот может обучать детей таким предметам, как иностранные языки, программирование, письменным навыкам. Учителя настолько высоко оценили разработку, что весной этого года город закупил еще два подобных робота для учебных целей. "Я вижу в Элиасе огромный потенциал. Он вряд ли полностью заменит функции учителя, но совершенно точно разнообразит процесс обучения, работая в паре с человеком–преподавателем", — поделилась Айно Ахтинен.
Университет Тампере тоже знакомится с роботами и пробует применить их в обучении и менторстве, но пока что в формате пробных испытаний. Кроме того, языковой центр университета Тампере использует роботов удаленного доступа, чтобы студенты могли "посещать" занятия, находясь дома, или, например, для лекторов, которые не могут присутствовать в аудитории.

Расширяя горизонты

Искусственный интеллект может применяться не только в академическом образовании. Например, петербургский предприниматель Игорь Успаленко основал первую, по его словам, "Умную автошколу", обучение в которой ведется на основе методики интервального повторения. Пользователь скачивает на смартфон программу "Учи ПДД", которая отслеживает, какие материалы были изучены, когда и в каком объеме. Далее с помощью ИИ система определяет, когда полученные знания необходимо освежить в памяти, чтобы они не забылись, и предлагает пройти задания по этой теме.
Основатель "Умной автошколы" считает, что применение ИИ в обучении дает несравнимо лучшие результаты, чем в стандартной модели образования. "Во–первых, с помощью нашего сервиса обучение проходит на 57% быстрее. Кроме того, наши ученики знают ПДД лучше, чем 85% учеников автошкол страны.
Так, за 2018 год 34% учеников автошкол страны не сдали ПДД даже с четвертого раза. У нас статистика сдачи с первого раза составляет 98%. Повторная сдача удается в 100% случаев", — рассказал Игорь Успаленко.
Разработчики еще одного петербургского стартапа, "Пианот", наделили искусственный интеллект компетенциями учителя музыки. Год назад Андрей Новицкий и Андрей Громов начали работу над виртуальным роботом, который смог бы обучить всех желающих игре на пианино. Сейчас разработка находится на завершающей стадии.
"Мы сделали курс, где обучение ведется от легких заданий до более сложных, — рассказал Новицкий. — Поначалу робот показывает, какие клавиши нажимать, чтобы сыграть мелодию. Затем ученик пытается ее сыграть самостоятельно, но с подсказками. Наконец, программа предлагает ему сыграть мелодию в свободном режиме, без подсказок, учитывает недочеты и на их основе работает с учеником дальше".
Еще один плюс — цена. Бездушная программа требует меньше денег, чем живой человек. Например, услуги виртуального учителя музыки предполагается распространять по 500 рублей в месяц.
Пока что ИИ незначительно меняет образовательный процесс в России и в мире. Конечно, появляются новые площадки, но выглядит это скорее как отдельные эксперименты. Пожалуй, единственная область, где ИИ может найти практическое применение уже сейчас, — это вспомогательные процессы обучения: проверка домашних заданий, контрольных работ, обработка и анализ массовых исследований в области образования. Вполне возможно, что в ближайшее время мы увидим применение ИИ в ЕГЭ, ОГЭ и в других системах оценки качества знаний. С развитием технологий обработки естественного языка ИИ сможет обрабатывать не только краткие, но и развернутые ответы учащихся. Для существования ИИ нужны большие данные: они служат базой для обучения алгоритмам. К сожалению, релевантных данных в системе образования пока что мало. Могу назвать лишь две области, где их объема уже достаточно для применения ИИ: это система электронных школьных дневников и, безусловно, ЕГЭ — результаты и подробные данные по этому экзамену собирают уже второй десяток лет. Пока что готовых продуктов для школ с применением ИИ нет. Но, думаю, в ближайшие 2–3 года они появятся на рынке. А уже лет через семь, не меньше, ИИ будет применяться в образовании более регулярно. Но не стоит ожидать, что в будущем ИИ сможет заменить педагога. ИИ может быть лишь помощником учителя, взяв на себя отдельные функции, но креативный процесс для него непосилен.
Алексей Калинин
директор по образовательным проектам ABBYY Россия