Марат Сафиулин, управляющий Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.
05:5909 июля 201905:59
7631просмотров
05:5909 июля 2019
Федеральный общественно–государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров уже более 20 лет пытается уберечь граждан от финансовых мошенников. Когда это не удается, фонд старается смягчить боль потерь денежной компенсацией. Можно ли избавить финансовый рынок от мошенников и почему до сих пор этого не удалось сделать, "ДП" рассказал управляющий фондом Марат Сафиулин.
Каковы цели фонда?
— У нас есть три основных направления деятельности: защита, помощь и просвещение. Фонд защищает, выплачивая компенсации жертвам финансовых пирамид, оказывает правовую безвозмездную помощь людям, пострадавшим от мошеннических практик на финансовом рынке, и участвует в повышении уровня финансового просвещения населения. Сейчас сложилась настораживающая ситуация в сфере финансовой безопасности граждан. Статистика печалит: на протяжении последних лет число обнаруженных финансовых пирамид исчисляется сотнями. В прошлом году их было выявлено 168, в позапрошлом — 137, а в I квартале 2019–го — уже 61 финансовая пирамида. Если такие темпы сохранятся, то в этом году получим новый рекорд — более 200 пирамид.
Надо понимать, что это не просто цифры. Это разрушенные судьбы, надежды и жизни людей. Урожай аферистов в среднем — около 30 жертв в день. Поэтому можно сказать, что борьба с финансовым злом — это основная миссия фонда. Получая компенсацию от фонда, человек реализует свое право на защиту даже в том самом крайнем случае, когда уже ничего сделать нельзя. Это — последняя линия обороны, если не сработали все государственные механизмы защиты прав потребителя. Правда, компенсацию фонда можно получить только 1 раз в жизни.
Недавно компенсация фонда увеличилась на 40%, такое решение принято советом фонда в апреле. Сейчас ее размер — 35 тыс. рублей пострадавшим гражданам по 531 финансовой пирамиде. Исключение: 250 тыс. рублей составляет размер компенсации пострадавшим ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны. Это очень хорошее решение, поскольку для людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, поддержка фонда может стать финансовым подспорьем. Такая помощь в самый черный день может удержать человека от радикальных решений.
Как ни печально, за такими людьми охотятся псевдоюристы, которые навязывают возмездные услуги, совсем не нужные жертвам мошенников. Эти консультанты умеют вводить в заблуждение в отношении юридических перспектив и осуществлять бесконечные манипуляции юридическими процедурами. Итог работы — лжеюристы ввергают жертв финансовых пирамид в новые финансовые проблемы.
Какие ресурсы есть в вашем распоряжении?
— Фонд осуществляет свою деятельность исключительно за счет собственных средств. Имущество фонда полностью находится на российском финансовом рынке, и все доходы направляются на выплату компенсаций, правовую помощь и финансовое просвещение.
Начальный капитал фонда сформирован в 90–х годах прошлого века в сумме 540 млн рублей. Однако более 20 лет фонд не получает никаких бюджетных средств. За счет инвестирования указанных средств на российском финансовом рынке фонд смог выплатить людям компенсации на сумму более 2 млрд рублей. Средний размер компенсации в 2017–2018 годах составил около 23 тыс. рублей.
Также на сайте фонда у нас создана электронная приемная, где человек может быстро объяснить свою проблему и получить конкретную помощь. Учитывая, что в нашей стране есть проблема с финансовыми пирамидами, мы создали отдельный портал — стоппирамида.рф. Там есть кнопка быстрого реагирования "стоп обман", которую человек может кликнуть, быстро заполнить простую форму, и юристы фонда придут к нему на помощь. При этом человек может уже быть жертвой финансовой пирамиды или его только вовлекают в пирамиду, тогда своевременная консультация может предостеречь от опасных действий.
Сколько человек работает в фонде, какие сторонние организации вы привлекаете к решению своих задач?
— Головной офис находится в Москве, трудится в нем около 30 человек. Кроме того, у нас имеется 90 уполномоченных организаций практически во всех субъектах федерации. У них различные правовые формы: региональные фонды, бюджетные учреждения, органы соцзащиты и МВЦ. С уполномоченной организацией заключается безвозмездный договор о приеме граждан и оказании им услуг по регистрации и выплате компенсаций.
Какие виды действий участников финансовых рынков, по вашему мнению, наиболее опасны для вкладчиков и акционеров?
— Каждые 7 часов ущерб от финансовых пирамид увеличивается на 1 млн рублей. И это только видимая часть айсберга. Обычно зло прячется за добросовестностью образа. В этой игре в прятки 1–е место — ООО (общества с ограниченной ответственностью), 2–е место — КПК (кредитно–потребительские кооперативы), 3–е место — интернет–проекты, 4–е место — потребительские общества.
Эволюция мошенничества происходит постоянно. В 1990–х годах мы видели масштабные пирамиды, которые работали не один год и нанесли ущерб миллионам наших граждан. Вторая волна пирамид пришла в 2008 году. После мирового финансового кризиса многие бизнес–модели оказались не готовы к новым реалиям. Произошел финансовый коллапс у множества предпринимательских субъектов. Соответственно, неэффективные бизнес–модели либо ушли с рынка, либо изменились. С тех самых пор изменился и российский финансовый рынок: начались тяжелые времена затягивания поясов. Какая–то часть сотрудников финансовых организаций остались не у дел и перешли на сторону зла. Это придало определенную силу третьей волне финансовых пирамид, которая началась в 2014 году и идет до сих пор. Эти волны каждый раз приносят что–то новое. Последняя принесла криптовалютную легенду, граждан стали вовлекать в криптовалютный трейдинг и облачный майнинг.
Вообще финансовый рынок весьма опасен, потому что получение дохода всегда связано с риском. И, к сожалению, раскрытие риска в различных сегментах финансового рынка, в различных инструментах происходит не совсем полно, что вводит потребителя в заблуждение. Есть большой набор недобросовестных практик, например, когда в офисах банков предлагают финансовые инструменты, похожие на вклады, но без защиты со стороны государства. "Почти как вклад, только лучше!" — так начинается эта недобросовестная практика, именуемая экспертами мисселинг.
Какие уловки чаще всего используют мошенники?
— Приведу пример из разряда темного, то есть нелицензированного рынка Форекс. Человеку, проживающему в Хабаровске, предложили заняться трейдингом на Форексе в иностранной компании, он согласился и внес на счет $100. История началась в октябре 2017 года. К январю 2018–го у "инвестора" уже был долг в районе $20 тыс., открыта лжекредитная линия еще на $13 тыс., и он не знал, что с этим делать. В итоге плюс превратился в большой минус — возник долг.
Как же мошенники собирались взыскивать этот долг из–за границы? У них был репрессивный аппарат в Хабаровске?
— Тут используется такой профессиональный уровень социальной инженерии, который в принципе не дает человеку выбраться из навязанных ему иллюзий. В том случае кроме фактического адреса жертвы, указанного в документах, которые ему показывали, все остальное было фейком. Это и место нахождения компании, и орган, который за ней надзирает, и банк, куда переводятся деньги. Эта фейковая информация не давала нашим правоохранительным органам сразу возбудить уголовное дело. Следователю ведь нужно направить запросы в реальные контрольные органы, чтобы установить виновных. Вмешательство нашего фонда поспособствовало возбуждению уголовного дела.
Какие мошеннические организации нанесли гражданам наибольший ущерб в последние годы?
— В 2018 году только от краха крупнейшей пирамиды "Кэшбери" пострадали от 30 тыс. до 100 тыс. человек по всей России. И это не окончательные данные: масштаб бедствия еще не изучен до конца, потому что схема мошенничества была выстроена достаточно сложно. Банк России оценил ущерб от деятельности "Кэшбери" в 3 млрд рублей. В среднем от маленьких финансовых пирамид ежегодный ущерб оценивается в 2 млрд рублей. Но бывают и вот такие крупные кейсы, по которым ущерб иногда доходит нескольких миллиардов рублей.
Почему на российском финансовом рынке возникают подобные пирамиды?
— Первое — это, конечно, ментальность людей. Есть целевая аудитория, которая легко вовлекается в финансовые пирамиды. Среди них — финансовые авантюристы, которые ищут риск. Они понимают, что перед ними пирамида, но готовы рискнуть. Вторая категория — это не совсем ментально устойчивые люди. Доверчивые. Им легко запудрить мозги. Достаточно большую группу, как ни странно, составляют и жертвы финансовых пирамид прошлого. Видимо, мошенники передают базы адресов друг другу. Если вы пострадали один раз, то к вам в дверь будут стучаться снова и снова. Конечно, в целях испробовать на вас новые способы незаконного изъятия ваших денег. Если на вас уже сработала одна легенда финансовой пирамиды, возможно, вы готовы принять и следующую. Есть люди, которые постоянно попадают в финансовые авантюры, у них количество "звездочек на фюзеляже" исчисляется десятками.
Чьей помощи и каких ресурсов не хватает фонду, чтобы избавить финансовые рынки от организаций, наносящих ущерб вкладчикам и акционерам? Если эта задача в принципе разрешима.
— Эта задача должна быть разрешима. Это технический вопрос и вполне реализуемый проект. Нужно сделать систему оперативного оповещения граждан о недобросовестных финансовых практиках и о самых современных кейсах.
Современные средства коммуникации дают вам возможность быстро ознакомиться с новыми схемами финансовых авантюр и ознакомить с ними своих близких. Предупрежден — значит вооружен. И люди на такой схематоз уже не попадутся.
Например, заблаговременно вас предупредят, что если вас встретили около метро и предложили перевести накопления в какой–то пенсионный фонд, то это мошенники, потому что пенсионные агенты не ловят клиентов в метро. Или объяснят, что если вам предлагают доходность 100, 200, 600% годовых, то вы не должны вступать в спор или выяснять подробности. А должны просто идти в строго противоположном направлении. Потому что способы вовлечения могут быть различными, вплоть до нейролингвистического программирования.
Каналы распространения информации могут быть различными: от смартфонов до плакатов, буклетов, листовок, — они рассчитаны на разные целевые аудитории, но все вместе должны работать эффективно.
О персоне: Марат Сафиулин
Родился в 1976 году.
В 1998 году закончил Российский торгово–экономический университет по специальности "мировая экономика".
Имеет ученую степень кандидата экономических наук, МВА.
С 1998 по 2013 год работал в Минфине РФ, в департаменте финансовой политики.
С 2013 года — управляющий Федерального общественно–государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.
О фонде: Федеральный общественно–государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров
Создан в 1996 году с целью защиты прав и выплаты компенсаций гражданам, пострадавшим на российском финансовом рынке.
По состоянию на 1 марта 2019 года в реестр юрлиц и ИП фонда включена 531 организация.
Компенсацию фонда получили 1,47 млн граждан на сумму 2,06 млрд рублей.