Безадресные инвестиции. Смольный отчитался, кто и почему тормозит освоение бюджета

Автор фото: Ваганов Антон

Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин рассказал парламентариям о том, как выполняется план по доходам и расходам городской казны, а также назвал проекты, в реализации которых власти сомневаются. Заодно он заступился за чиновников и заявил, что дальнейшее сокращение кадров в Смольном нецелесообразно.

Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин в среду, 19 июня, отчитался перед депутатами об исполнении городского бюджета за 2018 год. План по доходной части оказался перевыполнен, профицит казны достиг 10 млрд рублей.
Однако с расходной частью по-прежнему есть проблемы. Особое беспокойство Смольного вызывает Адресная инвестиционная программа (АИП). Подробности о том, кто и почему тормозит освоение бюджетных средств, — в репортаже dp.ru.

Обнадеживающие факторы

Как указано в параметрах финансового отчета, в бюджет Петербурга за 2018 год поступили доходы на 579,7 млрд рублей, исполнение составило 104,8%. Темп роста налоговых и неналоговых поступлений достиг 112,9%. В целом налоговые доходы возросли на 15%, реальный прирост без учета инфляционного фактора составил 10,7%, что превышает аналогичный показатель 2017 года (6%).
"Третий год подряд темп роста выше 110% наблюдается по основным доходным источникам бюджета города — по налогу на доходы физических лиц (115,2%) и по налогу на прибыль организаций (112,8%). Из числа налоговых доходов высокие темпы роста в 2018 году наблюдались также по акцизам на нефтепродукты (155,6%), по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (138,1%), и налогу на имущество физических лиц (126,1%)", — сказано в документах.
Рост доходов чиновники Смольного объясняют положительной динамикой основных показателей социально-экономического развития. Так, индекс промышленного производства составил 105,0%, что на 2,1 пункта выше среднероссийского уровня. Оборот организаций в действующих ценах вырос на 14,6%. Рост заработной платы, по данным властей, составил более 10%. По темпам роста номинальной зарплаты в крупных российских регионах Петербург в 2018 году вошел в пятерку лидеров.
По словам вице-губернатора Евгения Елина, при планировании доходов правительство закладывало рост 5%, но фактически они увеличились почти на 10%. Дополнительные поступления оцениваются в 41 млрд рублей. Эти деньги, как объяснил Елин, были получены за счет улучшения экономической конъюнктуры и роста номинальной заработной платы. "У нас зарплата растет опережающими темпами", — отметил вице-губернатор.
В своем выступлении Евгений Елин заступился за сотрудников Смольного и намекнул, что дальнейшее сокращение кадров не имеет смысла. "Зарплаты чиновников составляют крайне незначительную сумму. Сокращать их можно бесконечно, но ощутимого результата от этого мы не получим", — заявил Елин.

Ушли в минус

В то же время по ряду источников годовые бюджетные цели были исполнены не в полном объеме. Например, по доходам от использования имущества, находящегося в государственной собственности, исполнение составило 99,6% (-66,7 млн рублей). Наибольшее неисполнение (554,3 млн рублей) сложилось по доходам, получаемым в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества. Эту тенденцию в правительстве связывают с проблемой арендаторов, которые задерживают оплату по договорам аренды.
По доходам от продажи активов исполнение бюджета также просело — 98,9% (-96,5 млн рублей). Из них плановое задание по доходам от реализации имущества, находящегося в госсобственности, исполнено на 93,1% (-262,3 млн рублей). На уменьшение поступлений оказало влияние снижение количества заявлений на выкуп арендуемого недвижимого имущества, в том числе по субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках преимущественного права приобретения, подчеркивают авторы отчета.
На 94,1% (-226,1 млн рублей) исполнены бюджетные назначения по штрафам. Отставание зафиксировано по взысканиям за нарушение ПДД. Этот тренд в правительстве связывают как с несвоевременной уплатой штрафов рядом граждан, так и с увеличением числа штрафов, уплаченных с 50%-ной скидкой в течение 20 дней с даты вынесения постановления.
В рамках управления ликвидностью бюджета за 2018 год на депозиты банков было размещено почти 928 млрд рублей. Средневзвешенная ставка размещения на все диапазоны сроков составила 6,72% годовых. Доходы казны от этих операций составили 1,5 млрд рублей.
Как подчеркнул Елин, переезд в "Невскую ратушу" не принес того дохода, на который рассчитывал Смольный. Изначально планировалось получить 5,5 млрд рублей от продажи высвобождаемого имущества, но фактически удалось набрать около 700 млн рублей.
Исполнение бюджета по расходам составило 569,6 млрд рублей, или 96,7% от плановых показателей. Таким образом, чиновникам удалось довести профицит до 10 млрд рублей.
Выполнение плана по расходам на 41% обеспечено за счет предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного задания. Траты на социальное обеспечение и выплаты населению составили 13%, а на капитальные вложения в объекты государственной собственности — 11,8%.

Список аутсайдеров

Негативное влияние на общий уровень исполнения бюджетных назначений оказала недостаточная эффективность реализации АИП — 62,8 млрд рублей вместо запланированных 77,7 млрд рублей (80,8%). По словам Елина, эти показатели означают, что в Петербурге не был построен ряд больниц и учебных заведений. Чтобы исправить ситуацию, Смольный ужесточит контроль за подрядчиками и усилит работу по согласованию инженерной коммуникации на объектах.
Один из вопросов парламентариев касался судьбы детского оздоровительного комплекса "Авенариум+" в Сестрорецке, на который планировалось потратить 1 млрд рублей. "Мы скептически смотрим на этот проект. Пока есть только набор картинок и уверенность, что их будет кто-то посещать", — ответил Евгений Елин.
Депутат Борис Вишневский в очередной раз поинтересовался финансовыми условиями концессии по Западному скоростному диаметру (ЗСД). Евгений Елин не поддержал просьбу пересмотреть договор, пояснив, что город дорожит отношениями с инвесторами и не будет изменять существующее соглашение.
Слабые показатели освоения бюджетных средств отмечены у комитета по строительству. Основными причинами этой тенденции называются низкие темпы работ подрядчиков и отставание от утвержденного календарного плана, расторжение контрактов с недобросовестными подрядчиками, срывающими сроки строительства, а также необходимость корректировки либо разработки дополнительной проектно-сметной документации.
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) также попал в список отстающих. У этого ведомства показатели по расходам исполнены на 79,7%.
"Наиболее существенной причиной стало отставание от графиков проведения работ по строительству линий метрополитена по государственным контрактам, заключенным с ОАО "Метрострой" на выполнение работ по строительству Фрунзенского радиуса и Невско-Василеостровской линии", — говорится в тексте доклада.
Комитет имущественных отношений (КИО) оказался среди аутсайдеров из-за нарушения срока ввода в эксплуатацию жилых домов застройщиком ООО "Строительная компания "Дальпитерстрой" по государственным контрактам, заключенным еще в 2017 году. "Также причинами неисполнения являются несостоявшиеся электронные аукционы ввиду отсутствия на рынке жилья Санкт-Петербурга необходимого количества готовых квартир и отсутствие интереса у застройщиков Санкт-Петербурга на участие в аукционах на приобретение Санкт-Петербургом квартир в связи с низкой стоимостью квадратного метра", — уточнили в Смольном.
Комитет по развитию туризма не справился с исполнением в связи с расторжением контрактов на разработку концепции проекта развития территории бывшей строительной площадки "Горская" на сумму 10 млн рублей и концепции создания международного центра восточных единоборств на 6,4 млн рублей. По этим ситуациям претензии также были адресованы подрядчикам.
Государственный долг Петербурга, по последним сведениям правительства, составляет 30,1 млрд рублей. Отказ от займов позволил сэкономить 7,7 млрд рублей. Власти заявляют о высокой долговой устойчивости городского бюджета.