Карашаш Ногаева Все статьи автора
5 марта 2019, 13:13 8327

Побочная экономика АЗС. Заправки делают ставку на кофе

Все больше владельцев АЗС сходятся в том, что дополнительные услуги на автозаправочных станциях приносят хорошую прибыль. Особенно высокой маржинальностью, по мнению игроков рынка, обладает кофе, продаваемый в магазинах и кафе при АЗС. По примерным оценкам, выручка от продажи подобных товаров может достигать до 20% от общего объема выручки на заправках.

Крупные игроки российского рынка автозаправок (на конец 2018 года — это "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" и "Газпромнефть") обратили внимание на призаправочный ретейл еще пару лет назад. Так, в 2016 году "Роснефть" отчиталась о выручке 2,4 млрд рублей только от продажи кофе на своих заправках, в том же году "Газпромнефть" получила на кофейном спросе клиентов 2,1 млрд рублей. В марте 2018 года еще один гигант российского рынка — "ЛУКОЙЛ" — назвал кофе на заправках "высокомаржинальным баррелем". Вице-президент по поставкам и продажам компании Вадим Воробьев отметил, что выручка от продажи нетопливных продуктов в России покрывает операционные расходы АЗС "ЛУКОЙЛ" на 33%. При этом за рубежом этот показатель у заправок еще выше и может доходить до 100%.

Биржа заправкам не указ. АЗС попытаются компенсировать многомиллионные убытки без оглядки на биржевые цены

Биржа заправкам не указ. АЗС попытаются компенсировать многомиллионные убытки без оглядки на биржевые цены

12445
Виктория Бабаева

На кофеине

В 2018 году "Роснефть" начала активно развивать формат кафе при АЗС среднего и малого формата. Целевая аудитория таких кафе — дальнобойщики и клиенты, которые находятся далеко от дома. Кофе в таких точках "Роснефть" хотела продать на 4 млрд рублей (45 млн чашек), что было бы на 40% больше, чем в 2017 году. Правда, по итогам 2018 года, если судить по отчетности компании, результаты оказались хорошими, но, видимо, не столь глобальными, как хотелось бы самой "Роснефти", — выручка от деятельности кафе выросла на 14% по сравнению с 2017 годом, а продажа сопутствующих товаров и продуктов на заправках — на 6%. Сколько составили продажи именно кофе, в компании не уточняют.

При этом "Роснефть" сохраняет амбиции создать кафе во всех своих АЗС по стране, что непросто, учитывая, что она крупнейший игрок на рынке, владеющий почти 3 тыс. заправок.

Еще один гигант рынка — АЗС "Газпромнефть" — отчитался, что по итогам 2018 года выручка от продажи горячих напитков в России выросла на 9% и составила 3 млрд рублей. Рост спроса на напитки касался не только кофе, но и энергетиков, причем также тех, которые "Газпромнефть" выпускает под собственной маркой G-Drive. На собственных автозаправках компании и на заправках партнеров было продано более 29 млн чашек кофе, это на 5% больше, чем было продано годом ранее. Рекорд по продаже напитков на одной станции составил более 1 тыс. чашек в день. В среднем на заправках ежедневно продавалось 75 чашек горячих напитков под брендом G-Drive.

АЗС "Газпромнефть" сотрудничает в части реализации продуктов собственной торговой марки с крупными российскими торговыми сетями. При этом продажи продуктов под своей маркой G-Drive росли у компании особенно хорошо. Так, энергетики "Газпрома" составили более 50% продаж всех энергетиков в магазинах сети АЗС.

Если говорить о продажах сопутствующих товаров на заправках "Газпромнефть" в Петербурге и Ленобласти, то там также наблюдался рост. Так, представители компании сообщили "ДП", что в прошлом году выручка сети АЗС "Газпромнефть" от продажи горячих напитков в Петербурге выросла на 6,5% и составила более 201,3 млн рублей. В Ленобласти выручка выросла на 9,4% и составила более 116,1 млн рублей.

Деньги из бензина. Независимые АЗС предложили губернатору спасти их от разорения и пополнить бюджет

Деньги из бензина. Независимые АЗС предложили губернатору спасти их от разорения и пополнить бюджет

1668
Виктория Бабаева

"Наиболее востребованным напитком у клиентов по-прежнему оставался кофе: за 2018 год на АЗС сети в Петербурге и Ленобласти было продано 2,8 млн чашек. В среднем на петербургских заправках продавалась 91 чашка горячих напитков в день, на заправках Ленобласти больше — 121 чашка. Рекорд в регионе по продажам горячих напитков на одной заправке за день установила АЗС № 45 в г. Приозерске, которая 4 августа 2018 г. продала 857 чашек кофе", — поделились представители "Газпром нефти".

Химчистки и хот-доги

Заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов считает, что модель кафе при АЗС становится все наиболее выгодной для заправок. Причем сопутствующие услуги также могут приносить хорошую прибыль: "Среди услуг часто выделяются мойки, автосервис и другие. Например, меньше года назад один из наших партнеров открыл на АЗС "ПТК" несколько химчисток, где клиенты могут почистить свою одежду, а также автомобильные коврики и другие автоаксессуары. Для АЗС также все выгоднее становится создание кафе и магазинов при заправках. Мы наблюдаем высокий спрос на кофе, снеки, прохладительные напитки. Особенно клиенты любят кофе. Прибыль от подобных сопутствующих продаж растет. В среднем у АЗС объем выручки от реализации продуктов через магазины и кафе примерно 10-20% от объема всей выручки, включая услуги по заправке автомобилей", — рассказал он.

При этом эксперт отмечает, что любовь к кофе у водителей — отнюдь не старый тренд. Эта тенденция появилась в последние годы, и Леонид Чурилов связывает ее с изменением в потребительской культуре россиян: "В последние годы мы можем наблюдать своеобразную кофеманию среди россиян, они все больше привыкают покупать кофе togo. Поэтому и покупки на заправках стали восприниматься как нечто естественное. Учитывая быстрый темп современной жизни, наличие дополнительных полезных услуг для автомобилистов на заправках удобно для клиентов, и поэтому подобные услуги пользуются высоким спросом", — заключил он.

В компании "Несте Санкт-Петербург" добавляют, что также делают ставку на сопутствующие услуги для водителей. Так, на заправках Neste можно найти щеточные и бесщеточные автомойки, услуги по подкачке колес, мойке стекол и аренде пылесоса. Кроме того, компания организовала сеть кафе при заправках "Больше радости", где помимо традиционного кофе (на который на заправках Neste также повышенный спрос) подают супы и каши. Ассортимент в кафе отличается в зависимости от расположения АЗС (город или трасса), на обновленных АЗС ассортимент при этом шире. Из ассортимента кафе и магазинов при АЗС популярностью пользуются хот-доги, гамбургеры и опять же кофе различных видов.

Представитель Neste отказался называть сумму выручки от реализации сопутствующих товаров и услуг. Но отметил, что процент роста выручки в 2018 году по этому параметру был значительно выше официальной инфляции.

"Роль реализации сопутствующих товаров на АЗС выходит на первый план в актуальных условиях топливного рынка, от успеха этого направления зависит повышение эффективности бизнеса в целом, — отметил директор по региональным продажам "Газпромнефти" Александр Крылов. — Сегодня более 80% расходов на содержание автозаправочных станций "Газпромнефть" покрывается за счет сопутствующего бизнеса".

При этом, как ни странно, товары в вендинговых автоматах, судя по всему, не популярны у водителей. Многие игроки рынка, с которыми беседовал "ДП", признались, что на их АЗС автоматов с продуктами либо вообще нет, либо автоматы существуют в небольших количествах, и они не приносят особенной прибыли.

Первый заместитель генерального директора ООО "ПТК" Леонид Чурилов приводит в пример их собственный опыт: "У нас также есть полностью автоматические АЗС, например в Новгороде, где были построены отдельные модули, в которых разместили вендинговые аппараты — в том числе кофейный аппарат, аппарат со снеками и банкомат. Они позволяют автомобилистам получать товары в режиме самообслуживания. Этот проект функционирует и сегодня, но он не высоко маржинальный, причем только потому, что там нет сотрудника. Если бы сотрудник был, вероятнее всего, он был бы убыточным из-за необходимости выплаты зарплаты", — рассказал он.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама