НДС пока не добавил. Рост налога еще не успел сказаться на рынке недвижимости

Автор фото: Сергей Коньков
Вторичка за январь подорожала на 0,05%, первичка — на 0,5%. Так, на вторичном рынке больше всего выросли в цене трехкомнатные квартиры — на 0,43%, при этом их средняя стоимость составила 10,3 млн рублей. А вот на рынке строящегося жилья их стоимость не изменилась. У застройщиков трешку можно купить в среднем за 10,1 млн рублей. Студии и однокомнатные квартиры по итогам января продаются по 4,7 млн рублей на вторичном рынке и 4,2 млн — на первичном. Двушки стоят 7,1 млн и 6,9 млн рублей соответственно.
Традиционно самое дорогое жилье на вторичном рынке предлагается в Центральном и Петроградском районах (средняя цена в январе 2019 года — от 136,8 тыс. до 169,1 тыс. рублей за 1 м2), а также в Василеостровском и Московском — в среднем от 127,5 тыс. до 147,4 тыс. рублей за "квадрат". Самые дешевые квартиры — в Красносельском и Невском, там метр стоит в среднем от 90,3 тыс. до 112,0 тыс. рублей. Схожая ситуация на рынке строящегося жилья в Петроградском и Центральном районах, оно обходится в суммы от 165,4 тыс. до 186,9 тыс. рублей за 1 м2. Самые дешевые строящиеся квартиры — в Красносельском, Красногвардейском и Невском (разброс цен от 92,2 тыс. до 109,3 тыс. рублей).
Средняя цена предложения по классам жилья на конец января 2019 года: эконом — 89,7 тыс. за 1 м2, комфорт — 109,0 тыс., бизнес — 159,8 тыс., элит–класс — 284,7 тыс. рублей за 1 м2.
Больше всего — опять же традиционно — продается в Приморском районе: 16% — на вторичном рынке, 14,8% (в декабре было 15,4%) — на рынке новостроек. Крупные доли занимают Московский и Выборгский, предложение в них составляет 10 и 10,2% (12,2 и 11,6% на рынке новостроек). Минимальное количество строительных объектов в Адмиралтейском, Кировском и Фрунзенском — 2,8, 2,8 и 3,1% соответственно. На вторичном рынке доля этих районов больше — 4,4, 4,6 и 5,0% от общего объема выставленных на продажу квартир.
В структуре имеющегося предложения на рынке новостроек преобладают студии, одно– и двухкомнатные квартиры, которые в совокупности занимают 73,9% (по итогам 2018 года — 75,3%) рынка. Количество трехкомнатных квартир выросло до 21,7% (было 20%), а многокомнатных (четыре комнаты и более) как было, так и осталось 4,4%.
На вторичном рынке небольших квартир (студии, а также одно– и двухкомнатные квартиры) меньше — 58,7% рынка, а трехкомнатных — 32,0%, многокомнатных — 9,3% от общего объема.
Если говорить о типах зданий, то преобладают в структуре предложения кирпичные и кирпично–монолитные дома, в сумме их доля составляет 59,1%. Процент панельных домов старой постройки также солиден — 14,7% от всего рынка.
Меньшая доля приходится на квартиры в "сталинках" и старом фонде.
В январе уровень продаж в нашей компании был сопоставимым с аналогичным периодом 2018–го. На показатели повлиял спрос декабря — часть сделок началась в конце прошлого года, а закончилась уже в начале этого. Постепенно растет срок принятия решения о покупке — клиент подходит к приобретению жилья более взвешенно, чем раньше. По–прежнему высока доля ипотечных сделок. Проекты в черте города с удачным расположением и хорошо проработанной концепцией продолжают пользоваться стабильным спросом.
Денис Казберов
руководитель проектов компании «Мегалит — Охта Групп»
Уровень покупательской активности в январе очень порадовал. Процентные ставки по ипотеке выросли, но не так критично, чтобы повлиять на объем спроса. Фактическая ставка с учетом субсидированных программ от застройщиков сейчас составляет от 9 до 10%. Спрос в январе — это продолжение декабрьского нервозного состояния, связанного с тем, что застройщики начали поднимать цены на фоне грядущих законодательных изменений. Степень напряженности на рынке только повышается. Пока мало кто понимает достоверно, по каким правилам рынок недвижимости будет жить во втором полугодии, поэтому клиенты стараются заключить сделку по понятной схеме. В целом ситуация на рынке стабильная, но тревожная, все готовятся к изменениям, следят за тем, что происходит в законодательной сфере, ждут появления разъяснений, комментариев.
Ольга Копейкина
директор по продажам и маркетингу ГК «Ленстройтрест»