Компания "Метрострой" не смогла, как предполагалось, заключить мировое соглашение с ФНС, которая обратилась в арбитраж с заявлением о признании компании несостоятельной из–за задолженности 812 млн рублей.
Повод к претензиям фискальному органу дала проверка, выявившая со стороны подземных строителей нарушения по уплате налогов за 2013–2015 годы. Первоначально налоговики планировали взыскать с компании 825 млн рублей, включая штрафы и пени. Однако "Метрострою" удалось добиться снижения этой суммы на 13 млн рублей. После вступления в ноябре 2018 года решения ФНС в законную силу налоговики обратились в начале этого года в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти с заявлением о признании "Метростроя" банкротом. Счета компании были арестованы.
На вчерашнем заседании начальник юридического отдела "Метростроя" Владимир Фомин просил об отложении разбирательств: компания находится в процессе подготовки мирового соглашения с ФНС.
В частности, оформляются документы на недвижимость, которая будет отдана в залог. По оценке Фомина, к началу следующей недели ситуация может быть урегулирована. Налоговики поддержали позицию "Метростроя".
Потенциальное банкротство осложнилось как задержками выплаты зарплаты рабочим–метростроевцам, которые даже устраивали голодовку, так и другими судебными разбирательствами. На сегодняшний день "Метрострой" фигурирует как истец и ответчик в порядка 15 серьезных судебных процессах. Из них можно отметить, к примеру, оспаривание решений Смольного о расторжении с компанией всех контрактов на строительство новых станций подземки. Поводом к такому решению стали срывы сроков работ и проблемы с выплатой зарплаты сотрудникам.
Впрочем, впоследствии конфликт был урегулирован: городские власти передумали расторгать договоры. При этом "Метрострою" было поставлено несколько условий: компания должна урегулировать свои отношения с ФНС, погасить перед строителями задолженность по заработной плате, а также сдать к 1 июля три станции Фрунзенского радиуса — "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары". Смольный пообещал, что в случае неисполнения этих условий будет возобновлена процедура расторжения госконтрактов.
В компании "ДП" сообщили, что произведены взаиморасчеты с субподрядными организациями за декабрь, зарплата направлена 60% сотрудников из пяти подрядных организаций. По другим организациям процесс выплаты зарплаты задерживается из–за отказа банка "Санкт–Петербург" переводить средства до снятия инкассо, наложенных на счета "Метростроя" налоговиками.
Эксперты отмечают, что фискальные органы редко идут на уступки должникам, предпочитая использовать все процессуальные возможности для просуживания долгов. Вместе с тем у "Метростроя" есть одно преимущество — это его статус одного из крупнейших застройщиков региона, обладающего к тому же исключительными компетенциями в сфере создания сложных инженерных сооружений.
Вторым вопросом, на который обращают внимание эксперты, является потенциальная возможность разрыва контрактов. "Очевидно, что по ряду объектов, где "Метрострой" мог допустить нарушения, контракты Смольный сможет расторгнуть без особого труда, однако тут нужно понимать, что у "Метростроя" остается законное право оспорить в установленном законом порядке такое решение заказчика и перевести спор в зал суда, где потребовать проведения экспертизы работ. Такой спор может затянуться даже не на месяцы, а на годы. Понятно, что это создает риски срыва сроков программы по развитию метрополитена, что крайне невыгодно городу", — считает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский.