Погорел на трамваях. Скандал вокруг мэра Риги лежит в двух плоскостях

Автор фото: Артем Геодакян/ТАСС
Нил Ушаков

 

В связи со скандалом в мэрии Риги, обыском и изъятием документов у мэра латвийской столицы надо иметь в виду, что все события, связанные с поиском коррупционной составляющей в деятельности Нила Ушакова, лежат, как это нынче принято, как минимум в двух плоскостях.
В первую очередь — в экономической. Претензии к деятельности Ушакова были давно, и их было много. Вокруг него периодически вспыхивали коррупционные скандалы, которые до поры до времени не касались его напрямую. У Ушакова был большой запас политической прочности, да и он сам работал достаточно грамотно, чтобы не подставляться. Тем не менее в декабре 2018 года началось очередное расследование вокруг закупки трамваев и автобусов муниципальным предприятием Rigas satiksme. Правоохранительные органы на этот раз обвинили руководство рижской мэрии в организации коррупционной схемы, по которой техника была закуплена с потерями для городского бюджета. И в этот раз под раздачу попал лично Ушаков, поскольку в нынешней ситуации власть в Риге — вопрос уже не только экономики.
Вторая плоскость — политическая. Нил Ушаков — яркий представитель партии "Согласие". Эта партия раз за разом удачно аккумулирует голоса русскоязычных граждан на выборах в латвийский парламент и в ряде местных самоуправлений. Представители партии охотно рассуждают о необходимости налаживать взаимоотношения с Россией, осуждают русофобскую политику и ограничение в правах русскоязычных жителей. Используя такую риторику, "Согласие" побеждает на выборах в парламент, но еще ни разу не смогло сформировать правительство. Партийная система Латвии работает таким образом, что партии нельзя долго быть в оппозиции, иначе она начинает терять партийные доходы, а партийные кадры начинают перебегать к противникам. "Согласие", несмотря на свои победы, всегда оставалось "токсичным" политическим партнером для остальных партий, и формальный победитель выборов уже более 10 лет не может попасть в правительственную коалицию. Отрадой для "Согласия" оставалась только Рига и еще ряд самоуправлений, где представители этой партии побеждали с большим перевесом.
Разговоры о том, что в Риге надо "брать власть", противники "Согласия" ведут уже давно. Но переиграть Ушакова очень тяжело. Бывший телеведущий, который, говорят, не держал в руках ничего тяжелее микрофона, очень популярен у основного избирателя Риги (преимущественно русскоязычные женщины 40+). А уголовные дела и обвинения в коррупции, как известно, метод самый что ни на есть действенный.
Главное — важное — обстоятельство. Как ни любили бы писать об этом наши СМИ, но Нил Ушаков никогда не был пророссийским политиком, как и все "Согласие" (несмотря на дружбу с "Единой Россией"). Шествия памяти латвийских эсэсовцев в Риге как проходили, так и проходят. В стране полностью запретили образование на русском языке, от садика до университетов. Основная масса русскоязычных граждан как была поражена в гражданских правах, так и остается. При этом Ушакова всегда с распростертыми объятиями встречали в Москве и называли "разумным политиком". Поглядим теперь, насколько Россия будет "впрягаться" за "разумного политика".
Игорь Павловский, журналист