Репортаж Юдовина. Хроники блокады в Русском музее

Автор фото: kudago.com
Линогравюра Соломона Юдовина

 

В мемуарах Хиллари Клинтон есть одна блокадная история. Во время переговоров с Клинтон Владимир Путин, чтобы прервать прения, которые завели бы разговор в тупик, вдруг рассказал эпизод из истории своей семьи. Во время блокады его отец, возвращаясь на побывку домой, заметил на одном из трупов, сложенных штабелем перед парадным, тапочки своей супруги. Она была еще жива. Он выходил ее. Спустя несколько лет после войны родился будущий президент РФ. Переговоры этот рассказ не спас — иностранцам подобные истории в диковинку. Для нас же они часть нашей общей памяти. В Петербурге помнят блокаду, как во Франции до сих пор — Первую мировую. Теперь у нас до хрипоты спорят о том, уместен ли был парад в День снятия блокады 27 января.
Соломон Юдовин не был коренным ленинградцем, но именно он создал графический репортаж об осаде Ленинграда, рассказывающий о 900 днях больше, чем иная документальная хроника. Выходец из еврейского местечка, учившийся в Витебске и Петербурге, близко знавший Марка Шагала и Мстислава Добужинского, он стал виртуозным графиком, превзойдя многих своих современников в умении визуально документировать повседневную жизнь. Юдовин известен как художник, запечатлевший мир еврейской диаспоры в России. Он создал сотни портретов, городских пейзажей, натюрмортов, зарисовок — энциклопедию еврейской культуры начала XX века. Одна из ключевых фигур движения "Еврейский ренессанс", Юдовин известен и как фотохудожник. В частности, именно он был штатным фотографом экспедиции С. Ан–ского, в ходе которой были собраны уникальные материалы по иудаике.
В годы войны Юдовин рисовал блокаду. После эвакуации из Ленинграда он начал работать над несколькими циклами рисунков и линогравюр, рассказывая об осаде без прикрас и без нарочитого критиканства. Эти работы говорят о том, как все было, для того чтобы сохранить память о произошедшем. Истощенные горожане, вымершие улицы, танки, выезжающие из–под арки Главштаба, едва видная из–за сугробов перспектива Невского, салют в честь Победы — этот лаконичный репортаж художника, знавшего о блокаде не понаслышке, разоблачит любые пропагандистские выдумки.
Станислав Савицкий, арт–критик