Алексей Лепорк Все статьи автора
18 января 2019, 07:13 882

Встал в позицию. О балеруне Полунине и силе политкорректности

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

В последние дни много говорят о случае с Сергеем Полуниным. Известный танцовщик допустил и правда крайне неприглядные высказывания в первую очередь о полных людях. За это поплатился: приглашение танцевать "Лебединое озеро" в Парижской опере было отозвано. Некоторые стали возмущаться, другие сразу же приплели к этому голубую мафию, ведь Полунин и об этом высказался, объявив, что мужик на сцене должен быть мужиком. Но суть не в деталях, а в том, есть ли нормы поведения или нет.

Победа там, вопросы здесь. Обязан ли музей блокады быть монументом

Победа там, вопросы здесь. Обязан ли музей блокады быть монументом

9127
Алексей Лепорк

Многие сразу скажут — нет их, никаких. Отчасти правда, но к чему тогда весь цивилизационный процесс, если его так быстро отменяют? Ведь, собственно, вся история человечества — в создании таких социальных норм, которые позволяют удобно и безопасно жить вместе. Всем понятно, что и право, и государственные институты — плоды именно этого процесса. Прежде к нему добавлялись вежливость и приличия. Но свобода принесла политкорректность. Внешне радетели ее всевластия никогда не признаются, что это — приличия в новой упаковке, но это именно так. Новые правила не так красивы и элегантны, но вполне практичны. В конце концов, важна основа — корректность, а о политике можно на время и забыть.

А нынешний мир тотально публичен. Все, о чем человек думает, он может сделать достоянием "человечества". Раньше было частное мнение, теперь есть сигнал в соцсети, и он — для всех. Надо ли нести за него ответственность? Выясняется, что надо. Такая полная личная экспонированность — страннейшее достижение человечества, как с ней жить — большой вопрос, и к каким последствиям она может привести — тоже. Но даже если абстрагироваться от глобальности, то в отдельном все очень ясно: высказался — не спрячешься.

Полунин в этом смысле несчастно яркий пример. Он — редчайше одаренный танцовщик, природа была к нему поразительно щедра. Лишен органической гибкости Нуреева, но это не отменяет его качеств. Ему и в жизни повезло. Из херсонской глуши Полунин попал в школу Королевского балета, в 19 лет стал звездой этой труппы, так рано это никому не удавалось. Но вскоре после этого стало ясно, что потребительский мир съел одаренного юношу, и стало скучно. Скучно заниматься каждый день, скучно жить профессией. Отсюда татуировки и прочие развлечения. Он бросил Лондон и стал свободной звездой. Вскоре его подхватил театр Станиславского и Немировича–Данченко в Москве, российская слава могла стать безразмерной. Но скука и тщеславие побеждают. Вместо постоянных выступлений — отдельные, вместо преданности репертуару — проекты. И страстное желание стать кинозвездой — ведь они же популярнее и богаче балетных знаменитостей. В каком–то смысле это случай Волочковой, но на уровне гораздо большей одаренности. Мальчик из бедной семьи не справился с изобилием. Оттого и желание высказываться обо всем.

Недавно одна приятельница справедливо заметила, что политкорректность хороша, так как только она может запретить говорить на некоторые темы. Раньше чему–то учили в семье и школе, теперь тормоз — только социальная установка. И это тем более странно в случае балетного танцовщика. Ведь как предельно физическое существо он мог бы понимать, что почти всё от природы — и у него, и у полного, и у карлика, и у мужчины, и у женщины. Выясняется, что даже на эту сообразительность природа поскупилась.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама