Сто лет одиночества петербургских кустарей и ремесленников

 

Художественными промыслами и ремеслами я занимаюсь уже 35 лет. С 1973 года работал директором комбината живописно–оформительского искусства Ленинградской организации Художественного фонда РСФСР, позднее получил должность директора фонда. Тогда организация отвечала за праздничное оформление всего города. Затем с мая 1983 года работал генеральным директором ленинградского объединения народных художественных промыслов. Сейчас же возглавляю ассоциацию "Народные художественные промыслы и ремесла Петербурга и Ленинградской области".
Президент России Владимир Путин недавно в интервью одной китайской газете отметил, какое внимание руководство Китая уделяет народному творчеству. У нас же я каждому губернатору города, вступавшему на пост, вручал каталог со второго всероссийского съезда кустарной промышленности 1913 года, однако встречных шагов никто не делал. Та выставка проходила в Петрограде, в ней приняли участие около 6 тыс. мастеров из разных уголков Российской империи. После выставки остался каталог с фотографиями и отзывами. В этом документе написано, что кустарям требуется господдержка: льготное кредитование, обеспечение материалами и рынками сбыта изделий.
С тех пор минуло 105 лет, и ни один пункт этого каталога не реализован. Создается впечатление, что ни говоришь, что ни пишешь — все тонет, как в болоте.
В ассоциацию кустарей входит около 30 малых предприятий и 200 индивидуальных предпринимателей, и ни одна организация не смогла еще получить кредит. Мастера готовы гарантировать возврат средств банку дорогостоящим оборудованием, продукцией и сырьем, но в залог требуют автомобиль или недвижимость.
Притом что Петербург во всеуслышание называют культурной столицей и сюда ежегодно приезжают тысячи туристов, приобрести именно петербургские сувениры в городе практически невозможно. Более 30% подарочной продукции на прилавках магазинов города изготавливается в Китае. Столько же — контрафактных подделок, лишь 10% — изделия отечественного производства, среди которых большую часть рынка занимают москвичи.
На петербургских производителей приходится не более 3%. Отдавать изделия в торговые сети местные мастера не могут: магазины делают серьезную наценку на товары, и поэтому они не находят спроса. В результате компании вынуждены уменьшать объемы производства. Решить эту проблему мог бы городской салон петербургских подарков–сувениров. Аналогичные проекты есть в Москве, Архангельске, Астрахани и Нижнем Новгороде.
Знаменитая фирма "Ниена", производящая оловянных солдатиков, в свое время могла обеспечить работой 250 человек. Сейчас на предприятии трудятся всего 25 рабочих. Кроме того, свинец подорожал за последние 10 лет в 6 раз. В результате к Новому году собственник вынужден осваивать производство сувенирных поросят.
На организацию и проведение всех выставок художественного промысла и ремесел в год комитет по культуре выделяет 1,2 млн рублей из городского бюджета, в то время как один праздник "День варенья", проходящий на Красной площади, обходится в 1 млрд рублей. И сравниваю здесь я на самом деле не деньги, а возможности.
Материалы у производителей тоже в дефиците. Творческая мастерская "Русская береста" привозит по вагону бересты из Томска. А народные промыслы должны же работать только на местном сырье. Поэтому, в принципе, в нашем городе развиваются городские художественные ремесла. А точнее, выживают, ежедневно преодолевая гору трудностей.
Вадим Савченко, председатель правления ассоциации "Народные художественные промыслы и ремесла Петербурга"