Настала эпоха конвергентных услуг. Пакетные предложения позволяют операторам получать высокую прибыль

 

На мой взгляд, мобильные операторы на рынке фиксированной связи даже более конкурентоспособны, чем традиционные. Они могут предоставлять клиентам дополняющие друг друга услуги связи и продавать потребителями пакеты услуг.
У таких компаний относительно низкий чистый отток. Если у обычного ШПД–оператора отток по базе может составлять 5–10%, то у сотового он может составлять всего пару процентов. Причем этот отток, как правило, технический, связанный с каким–то вынужденными переездами абонентов и другими факторами. Даже появление конкурента не приводит к существенному росту оттока. Ведь если конкурент предоставляет не набор услуг, а лишь одну из них, тот же ШПД–интернет, то пользователю приходится искать поставщиков других сервисов, например телевидения или мобильной связи. Эти услуги ему приходится приобретать у другой компании, но уже без скидки. Поэтому сейчас на рынке связи побеждают те компании, у которых есть возможность предоставить как можно больше услуг.
По этой причине операторы фиксированной связи, не имеющие собственных частот и лицензии на предоставление мобильных услуг, заключают соглашения с сотовыми операторами, которые не занимают большую долю рынка в регионе, где работает компания, предоставляющая услуги ШПД, и начинают оказывать услуги в качестве виртуального оператора.
Подобные соглашения активно заключает "ЭР–Телеком". У него самого нет частот и лицензий, а "виртуальные" контракты позволяют им оказывать конвергентные услуги под разными брендами. Фактически клиент получает услуги от одного игрока со скидкой.
То есть сейчас сформировалась эпоха пакетных услуг. Этот подход позволяет даже в условиях падения реальных доходов населения, жесткой конкуренции получать достаточно высокую норму прибыли.
Впрочем, мобильный бизнес, связанный только с сотовой связью, по–прежнему остается более выгодным, чем бизнес, основанный на предоставлении услуг ШПД. Но тем не менее отдельно он уже почти не функционирует, поскольку это привело бы к быстрой потере значительной доли рынка.
Для мобильных операторов очень важна инфраструктура ШПД–операторов, им важны каналы связи между вышками, чтобы они подключались друг к другу не по радиоканалу, а через толстый оптический кабель, тогда связь будет лучше.
Но однозначно о высокой доходности бизнеса, связанного с предоставлением широкополосного доступа, у сотовых операторов говорить нельзя. Например, "ВымпелКом" предлагает своим клиентам тарифы, в которых интернет и телевидение предоставляются в подарок к услугам мобильной связи. Фактически эти сегменты попросту дотируются за счет сотовых услуг, поскольку тариф в целом выше стандартных.
Мобильные операторы в России более рентабельны, чем операторы широкополосного доступа. Отчасти это компенсируется тем, что им приходится больше инвестировать в строительство сетей и повышение качества связи.
Тимур Нигматуллин, аналитик "Открытие Брокер"