Колонки вместо телефона: "Яндекс" показал "дешевых помощников" и обновленный поиск

"Яндекс" на презентации не показал свой первый смартфон, но представил масштабное обновление поиска под именем "Андромеда", облачную подборку закладок и партнерские колонки, которые стоят втрое дешевле оригинальной колонки. "Яндекс" готовит масштабную экспансию Алисы и превращает поисковик в социальную сеть.

"Яндекс" представил обновленную версию своей поисковой системы и две новые умные колонки с голосовым помощником Алисой от сторонних производителей. Презентация состоялась 19 ноября в штаб-квартире компании в Москве.
В выдаче алгоритма поисковика под названием "Андромеда" появились метки: синяя галочка – авторизованный ресурс, огонек – популярный сайт, зеленая корона – сайты с высокой степенью вовлеченности и лояльности. Кроме того, "Яндекс" запустил новый сервис "Знатоки", который показывает ответы экспертов на популярные вопросы. У пользователей также появится сервис "Коллекции". Он позволяет хранить найденные в поиске ссылки, видео и фотографии. Первый смартфон "Яндекса" на презентации не показали, пояснив, что не "комментируют слухи".

Алиса на Irbis и Dexp

Новые умные колонки от "Яндекса" разработали российские производители Irbis A и Dexp Smartbox. Устройства работают на платформе Yandex.io, позволяющей встраивать умного помощника Алису в любые устройства. Алиса в мини-колонках отвечает на вопросы, ставит будильник, подбирает музыку и дает "советы по дому".
В отличие от более дорогой "Яндекс.Станции", новые мини-колонки не подключаются к телевизору и не могут похвастаться хорошим звуком. "Вечеринки с ними не получится, но они подойдут для решения ежедневных задач и проигрывания музыки в спальне", – отметил на презентации директор по экспериментальным продуктам "Яндекса" Константин Круглов
Гаджеты поступят в продажу до Нового года, они будут доступны в маркетплейсе "Беру" и розничных сетях партнеров поисковика – "М.Видео" и DNS, стоимость колонки составит 3290 рублей. Для сравнения: "Яндекс.Станция" стоит 9990 рублей, в красном корпусе – около 14 тыс. рублей. Она доступна только по подписке. Как отметили на презентации, новые устройства по доступной цене позволят познакомиться с Алисой большему количеству людей. Месячная аудитория помощника – 30 млн человек, уверяют в "Яндексе".
"Яндекс" представил свой первый гаджет – умную колонку "Яндекс.Станция" – 29 мая. Как заверили в компании, это единственное в мире устройство с ассистентом, которое напрямую подключается к телевизору и не требует дополнительных пультов для управления. Продажи умной колонки стартовали в июле 2018 года в собственном магазине-музее в Москве, первую партию распродали за 7 часов. Сколько именно устройств было продано, "Яндекс" сообщать отказался. Позже был открыт предзаказ, колонку можно заказать на маркетплейсе "Беру". После презентации 19 ноября умную колонку можно купить в любое время без предзаказа.
"Яндекс", таким образом, продолжает активное внедрение Алисы и готовит инфраструктуру для полноценного выхода на рынок Интернета вещей. В июле стало известно, что "Яндекс" зарегистрировал устройство для умного дома, которое будет работать вместе с колонкой. Мини-компьютер "Яндекс.Модуль" разработали в американской компании с российскими корнями NotAnotherOne, которая производит системы умного дома для "Мегафона" и колонку "Яндекс. Станция". Система от "Яндекса" может поступить в продажу в конце осени. "Это будет немного измененный внешне центр Life Control с возможностью подключения экосистемы устройств, но без поддержки сети 3G и 4G", – отмечал источник.

Соцсеть "Андромеда"

Ключевым новшеством на презентации стала демонстрация возможностей новой версии поиска "Андромеда" с улучшенными быстрыми ответами, отзывами, алгоритмом ранжирования, учитывающим качество сайта, и встроенными сервисами "Яндекс.Знатоки" и "Яндекс.Коллекции". "Яндекс" фактически представил некое подобие соцсети Pinterest, сделав ставку на персонализацию контента и создание индивидуального профиля пользователя поисковика.
"С момента предыдущего обновления поиска, когда мы запустили алгоритм "Королев", наша доля постоянно растет: на десктопе она выросла на 2,5%, на мобильных – на 6%. Качество поиска – один из важных факторов роста доли. И сегодня мы представляем новое масштабное обновление, в которое вошло более тысячи улучшений. Над ними наша команда поиска работала больше года", – представил "Андромеду" руководитель поиска "Яндекса" Андрей Стыскин (цитата по Cnews).
Обновленный поисковик получил функцию "быстрых ответов" – он выводит на экран результаты запроса, которые выдает сам "Яндекс". Таким образом, для получения ответа не потребуется переходить на другой ресурс. Кроме того, в зависимости от конкретного запроса, меняется результат выдачи: рецепты блюд выдаются каруселью, результаты спортивных состязаний отобразятся таблицей, при поиске услуг на экране появится окно онлайн-чата с представителем организации, по запросу "кафе" поиск предложит подборку с рейтингом, ценами и отзывами.
В "Поиске" также появились пометки рядом с ссылкой на сайт, которые должны пояснять, является ли сайт посредником с качественным контентом или официальным, на котором можно получить документы, услуги и подтверждение информации. Синяя галочка – авторизованный официальный ресурс для подтверждения данных. Зеленый огонек – популярный сайт. Значок призван подсказать пользователям популярный сайт по тематике, в которой они не разбираются Зеленая корона – сайты с высокой степенью вовлеченности и лояльности. Это, например, нишевые сайты, на которых можно получить более подробный ответ на вопрос.
В "Андромеде" появился сервис "Знатоки" — он показывает ответы экспертов на популярные вопросы, это аналог сайта The Question или "Ответы Mail.ru". Информация в вопросах индексируется поисковиком, и карточка ответа эксперта в "Знатоках" может отображаться как быстрый ответ на запрос. Также "Яндекс" сотрудничает с научными сотрудниками и академиками, чтобы информация в выдаче была экспертной и точной. В поиске теперь также доступны отзывы на фильмы, игры, рестораны и другие заведения. "Каждый день пользователи "Яндекса" оставляют более 150 тыс. отзывов и оценок, помогая друг другу сделать правильный выбор", – отметили в компании.
Еще одним заметным новшеством алгоритма стал сервис "Яндекс.Коллекции". Он работает со ссылками, фотографиями и видео и доступен на всех устройствах с аккаунтом "Яндекса". Кроме того, есть возможность подписки на чужие подборки: публичные коллекции доступны в поиске. Например, человек сможет собрать там коллекцию видеоклипов или фото свадебных платьев. В "Коллекции" интегрирована рекомендательная система: "Яндекс" может предлагать похожие материалы по тематике коллекции. Также можно подписываться на авторов, частных лиц или, например, интернет-магазины, оценивать их и получать больше рекомендованного контента. Открытые коллекции отображаются в выдаче.

Ажиотажный телефон

Центральным событием ноябрьской презентации "Яндекса" должен был стать первый смартфон поисковика, однако руководство компании его не показало и категорически отказалось комментировать слухи об этой новинке. По словам источника на телеком-рынке, демонстрацию "Яндекс. Телефона" решили отложить, поскольку возникли проблемы с сертификацией гаджета.
Разрешение на выпуск смартфона "Яндекс.Телефон" на территории России "Яндекс" получил в июле. Об этом стало известно из Единого реестра нотификаций о характеристиках шифровальных (криптографических) средств и товаров, их содержащих, который доступен на сайте Евразийской экономической комиссии. В реестре содержится информация об устройствах (в том числе о смартфонах), которые могут ввозиться на территорию Евразийского экономического союза. Согласно информации, в опубликованной 12 июля нотификации зарегистрированная в Швейцарии Yandex Services AG получила разрешение на выпуск смартфона "Яндекс.Телефон" "торговой марки "Яндекс", модель YNDX-000SB".
Как утверждали источники "Ведомостей", первая поставка смартфонов поисковика в Россию должна состояться осенью и количество устройств "может составить около 20 тыс. аппаратов". На старте переговоров обсуждаемая цена аппарата составляла 14 990 рублей, "Яндекс" вел переговоры с МТС, "Мегафоном", "Вымпелкомом" и группой "М.Видео-Эльдорадо". Договориться о продажах пока не удалось, поскольку "Яндекс" требовал минимальных наценок на свои телефоны, говорили источники, что не устраивает ретейлеров. Аналогичная ситуация была с "Яндекс.Станцией", но тогда "Яндекс" отказался от сотрудничества с ретейлерами и решил продавать ее самостоятельно с меньшей наценкой. В ходе переговоров "Яндекса" с крупной розничной сетью в начале ноября обсуждалась розничная цена 19 990 рублей, отмечали "Ведомости".
В ноябре аналитик агентства Mobile-review Эльдар Муртазин опубликовал в своем Twitter фото упаковки "Яндекс.Телефона" с характеристиками гаджета. Если эти данные подтвердятся, то первый смартфон поисковика получит экран с диагональю 5,65 дюйма с разрешением Full HD, модуль NFC для бесконтактных платежей, 4 Гб оперативной памяти и 64 Гб встроенной. Каким будет процессор гаджета, неизвестно. Если "Яндекс.Телефон" получит флагманский Qualcomm Snapdragon 845, то его конкурентами автоматически станут схожие по размерам экрана и по начинке Samsung Galaxy S9, LG G7 ThinQ и iPhone X. Ключевым отличием смартфона должна стать глубокая интеграция с экосистемой "Яндекса", и прежде всего с помощником Алисой.