Антон Тарануха Все статьи автора
2 ноября 2018, 15:50 19141

Лед тронулся. Структуры ОСК взыскали 157 млн рублей за срыв поставки комплектующих для атомного ледокола "Арктика"

Фото: Коллаж Алены Марченко

Балтзавод смог взыскать с "Киров-Энергомаша" неустойку за просроченную поставку ключевых узлов для головного атомного ледокола проекта 22220 "Арктика". Подразделение Объединенной судостроительной корпорации по решению арбитража получит 157,5 млн рублей. Попытка отвода судьи ответчикам не помогла.

Балтийский завод, входящий в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), добился взыскания 157,5 млн рублей с АО "Завод "Киров-Энергомаш", дочернего предприятия Кировского завода Георгия Семененко. Поводом для иска стал срыв срока поставки комплектующих для головного атомного ледокола проекта 22220 "Арктика", из-за чего пришлось перенести срок сдачи судна на 2 года.

Риски со льдом. "Балтийский завод — Судостроение" срывает сроки сдачи ледоколов для Росатома

Риски со льдом. "Балтийский завод — Судостроение" срывает сроки сдачи ледоколов для Росатома

21299
Александр Сологуб, Ольга Мягченко

Неустойка была рассчитана по договору за период с января по сентябрь 2018 года. Соответствующее решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти опубликовано в электронной картотеке дел. Как указано в материалах разбирательства, изначально предприятию были предъявлены претензии о нарушении условий договора на 76,1 млн рублей, но позже истцы увеличили сумму требований.

Дело в турбине

Спорный договор стоимостью 2,7 млрд рублей между конфликтующими сторонами был заключен в 2013 году. По его условиям "Киров-Энергомаш" обязался разработать, изготовить и испытать паротурбинную установку для ледокола "Арктика". В состав основного оборудования вошли два главных турбогенератора (левый и правый).

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Окончательный срок поставки турбины был согласован на июль 2017 года, за 5 месяцев до полной готовности ледокола. Однако вовремя справиться с работами поставщик не смог. Первый генератор был передан по накладной в декабре 2016 года, а второй — в апреле 2018-го. "Специалисты Балтийского завода делают все возможное, чтобы сократить отставание от графика сдачи "Арктики" заказчику, связанное с поздней поставкой турбогенератора на предприятие", — отметили в ОСК.

По мнению ответчиков, истец уже пользовался своим правом начислить и потребовать неустойку. В сентябре 2017 года суд первой инстанции удовлетворил иск Балтзавода на 90 млн рублей, однако в апелляции дело было проиграно. Юристы "Киров-Энергомаш" также заявили, что  в контракте не предусмотрена дата поставки комплектующих и нет пункта о неустойке за нарушение сроков предоставления оборудования.

"Договор не содержит условия о том, что риск случайной невозможности исполнения договора несет ответчик, такой риск по договору на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ и технологических работ несет заказчик (истец)", — пояснили адвокаты "дочки" Кировского завода.

Как идет строительство атомного флота России. Фоторепортаж с Балтийского завода

Как идет строительство атомного флота России. Фоторепортаж с Балтийского завода

834
Татьяна Жданова

На суде выяснилось, что допсоглашением в контракт все-таки был включен пункт об ответственности поставщика. Согласно этой схеме, размер пени составляет 0,05% от стоимости оборудования и выполнения работ за каждый день просрочки. Таким образом, Балтийский завод насчитал 157,5 млн рублей неустойки за период с 1 января по 25 сентября 2018 года.

"Расчет не оспорен ответчиком, отказавшимся представить альтернативный расчет неустойки, ссылаясь на возражения против иска правового характера", — постановил арбитраж и взыскал деньги со структуры Кировского завода. Ходатайство ответчиков о замене судьи, поступившее на стадии прений, было отклонено. Возможность оспорить решение сохраняется в течение месяца.

Украинское вмешательство

Атомоход "Арктика" должен стать самым большим и самым мощным ледоколом в мире. Судно будет оснащено двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реактора РИТМ-200 мощностью 175 МВт.  

Фото: aem-group.ru

Технический проект атомохода был разработан ЦКБ "Айсберг" в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледокол строится для круглогодичной проводки судов и караванов в западном районе Арктики, на мелководных участках Енисея и Обской губы, буксировки плавучих сооружений, а также для проведения спасательных работ в экстремальных условиях.

В 2012 году ФГУП "Атомфлот" и Балтийский завод договорились о строительстве головного атомного ледокола за 37 млрд рублей. Через 2 года заключен еще один контракт на строительство двух ледоколов серии — "Сибирь" и "Урал", которые обещали сдать в 2021 и 2022 годах. Стоимость нового соглашения достигла 84,4 млрд рублей.

Сдача первого судна была запланирована на декабрь 2017 года. Как сообщал "ДП", после срыва поставки комплектующих срок завершения работ сдвинули на 2019 год. Проблемы объяснялись обострившимися отношениями с Украиной. Турбинную установку хотели испытать на заводе в Харькове, но из-за конфликта с Киевом данный этап перенесли на "Киров-Энергомаш". На Кировском заводе создали собственный испытательный стенд, потратив на него 1,1 млрд рублей, в том числе 500 млн рублей профинансировал Фонд развития промышленности Минпромторга.

По данным "Коммерсанта", вопрос задержки с поставкой комплектующих обсуждался при участии президента России Владимира Путина. Глава государства требовал принять кадровые и организационно-управленческие решения в связи со срывом госконтракта. Также из-за возникшей просрочки была инициирована проверка Счетной палаты, Генпрокуратуры и ФСБ.

"Арктику" официально спустили со стапеля в июне 2016 года, после чего корабелы продолжили достройку на воде. К маю нынешнего года начались швартовые испытания, в июле на атомоходе затянули первые 10 км кабеля, а в августе Балтзавод приступил к завершающему этапу окраски судна в цвета российского триколора.

Новости партнеров
Реклама