Страховщикам выгодно, когда доктор всегда рядом. В Петербурге вырос спрос на ДМС

 

Сборы по добровольному медицинскому страхованию продолжают расти, причем как в Петербурге, так и в Ленобласти. По данным Центробанка РФ, в январе–июне 2018 года сборы увеличились на 9%: до 8 млрд рублей в городе и почти до 132 млн рублей в области. По оценкам специалистов, одним из факторов, повышающих спрос на ДМС, стало внедрение в практику страховщиков дистанционных консультаций врачей.
Дистанционные сервисы для получения медицинских услуг используются достаточно давно: онлайн–запись к врачу, доступ в личный кабинет с данными о назначениях и исследованиях. С принятием закона о телемедицине с 1 января этого года направление получило новый импульс, а объем инвестиций только за последний год превысил 2 млрд рублей. По разным оценкам, охват услугами телемедицины к концу 2019 года может достичь 10–12 млн человек.
На данном этапе телемедицина — это в первую очередь консультационные услуги. И, как показала практика, такое предложение востребовано, потому что далеко не в каждом случае пациенту требуется очный визит к врачу. По статистике, примерно две трети обращений, например, с хроническими заболеваниями — гипертонией, сахарным диабетом, ишемической болезнью — повторные. С помощью дистанционного сервиса такие больные могут, не выходя из дома, консультироваться у профильных специалистов, корректировать ход лечения.
Статистика эффективности таких обращений в России пока не наработана. А, например, министерство здравоохранения Великобритании несколько лет назад провело подобное исследование с участием 6 тыс. пациентов, половина из которых была с хроническими болезнями сердечно–сосудистой системы, бронхитом, диабетом. Анализ показал, что в результате постоянных дистанционных консультаций экстренная госпитализация этой категории больных снизилась на 20%, а смертность — на 45%. То, что телемедицина и дальше будет развиваться, демонстрирует и опыт США, где эта услуга сегодня достаточно востребована. При этом специалисты подсчитали, что за 10 лет обращаемость пациентов за медпомощью амбулаторно уменьшилась на 70%, в стационарные больницы — на 26%.
Страховщики положительно оценивают перспективы российского рынка телемедицины, однако дальнейшему развитию направления мешают несколько факторов. В первую очередь, это проблемы с доступностью услуги, причем не только технические — такие, как наличие у пациента современного смартфона, планшета или персонального компьютера с высокоскоростным интернетом.
Есть еще один фактор — низкая компьютерная грамотность населения, особенно пожилых людей, которым иногда сложно освоить новые технологии. На практике именно этой категории пользователей максимально подходит формат помощи "теледоктора", и именно у нее часто возникают технические трудности. Конечно, можно связаться с врачом по телефону, но при этом будут потеряны многочисленные преимущества дистанционного медицинского сервиса — это передача данных об анализах, рентгеновских снимков, выписок из истории болезни, фото– и видеоматериалов — всего того, что значительно повышает эффективность оказания медицинской консультации.
Галина Таланова ,  руководитель блока медицинского страхования ПАО СК "Росгосстрах"