Гайки смазаны бензином. Как власти регулируют цены на топливо

В искусстве запрещать российским властям нет равных. Эта склонность заложена у них, видимо, на генетическом уровне.
Чуть что не так (в обществе ли, в экономике) — сразу ищут, где же гайка неплотно прикручена. Теперь вот выяснилось, что цены на бензин непослушно потянулись вверх, несмотря на все соглашения с бизнесменами. И вот уже пошел процесс: все ломают голову над тем, что бы еще запретить, дабы стабилизировать рынок. Ну не запретишь же, в самом деле, рыночную экономику? Хотя очень хочется.
Идея ограничить экспорт лежала на поверхности. Это ведь иностранцы манят валютой, формируют искусственный дефицит и заставляют поднимать ценник для внутреннего потребителя. В итоге в Минфине нашли выход даже более изящный — выдать всем экспортерам нефтепродуктов разрешительные лицензии. Обещают так: все, кто будет честно отдавать на российский рынок необходимый объем, смогут продолжить работу. И уж конечно, никакой дополнительной административной нагрузки! Как обещают власти, все будет в лучшем виде, с привлечением участников рынка к дискуссии. В общем, сами не заметим, как цены повалятся вниз.
На самом деле участников рынка и спрашивать не надо. В их представлении ларчик открывается совсем по–другому: достаточно отменить (или снизить, можно даже на время) акциз. Ведь именно он сейчас обеспечивает 15% розничной стоимости бензина, а после повышения в 2019 году составит до 20% цены. Звучит логично, но нереалистично. Ведь это удовольствие стоило бы Минфину порядка 400 млрд рублей в год, причем больше всего пострадали бы регионы (они получают больше половины поступлений от акциза).
400 млрд — много это или мало? Вообще–то не так и много, учитывая, что подорожавшая нефть в 2018–м принесет в казну дополнительно 2,74 трлн рублей. Но государство не разбрасывается сверхдоходами, а аккуратно складывает их в Фонд национального благосостояния, как завещал еще 10 лет назад Алексей Кудрин. Ему, кстати, тогда тоже говорили: чего деньгам пылиться, давайте лучше раздадим все людям. На что ответ был вполне резонный: нельзя, разгоним инфляцию. Однако сейчас ситуация ровно противоположная. Из–за того, что откладывать хочется все больше, страна тянет вверх налоги и… вот так поворот: инфляция! По ощущениям граждан, кстати, все 10%, хотя ЦБ уверяет, что мы в пределах таргета 4%.
Зачем Минфин так жадничает и какого черного дня дожидается — остается только догадываться. Хотя вариантов вообще–то много. Тут и циклический кризис в мировой экономике, которому уже подходит час, да и в политике западные партнеры тоже подводят — того и гляди на новую гонку вооружений придется скидываться. Не говоря уже о твердом убеждении государства, что любые деньги оно тратит гораздо эффективнее частного бизнеса.
Проблема в том, что закрученные гайки имеют привычку слетать. И тогда на разбалансированном рынке начинается хаос.
Прямо как на днях в затопленном Сочи, где из–за дефицита топлива выстроились километровые очереди на заправки.