Берега в граните. Мода на обустройство набережных

Автор фото: Валентин Беликов
Автор фото: Валентин Беликов

Благоустроил — получил

Минувшим летом открылась 180–метровая пешеходная набережная Большой Невки около жилого дома на Приморском пр., 46, на углу с Золотовым переулком. Созданием общедоступной прогулочной зоны с дорожками, деревьями и скамейками занималась построившая это здание Setl Group.
Обустройством пешеходной набережной Охты напротив места впадения в нее Оккервиля займется за свой счет и шведский девелопер Bonava. Рядом, между Охтой и Магнитогорской ул., он строит жилой квартал. Длина набережной составит 300 м, ширина — около 20 м. Концепцию разработали специалисты архитектурного бюро Arteza и дизайнеры Bonava.
На набережной в числе прочего разместят места для отдыха, детские площадки, амфитеатр, велодорожки, кафе и даже место для занятий йогой. Особое внимание девелопер уделил озеленению — будут разбиты газоны и высажены не только кустарники, но и крупные деревья, что сегодня для проектов благоустройства редкость. А вот сама гранитная береговая стенка появилась тут еще в советское время.
Благоустройство набережных в составе жилых комплексов может приносить ощутимую прибыль, уверили "ДП" эксперты–урбанисты. Если проходимость территории увеличивается, то и интерес к ней со стороны бизнеса повышается, и стоимость недвижимости растет. Кроме того, когда место начинает жить своей жизнью, когда там комфортно находиться, это дает важный, пусть и косвенный, социальный эффект.
Александр Мельниченко, гендиректор ООО "Архитектурная мастерская А. Мельниченко "Грандтерьер–атриум" (он создавал общественные пространства на площади Ленина и Московской площади, включая фонтанные комплексы), в разговоре с "ДП" согласился с тем, что если река располагается рядом с жилым комплексом, то вдоль нее логично сделать прогулочную зону с детскими площадками. Однако, если к воде выходят землевладения разных собственников, нужно договариваться и обязательно создавать единый проект, а не лоскутное одеяло, ведь набережные — это часть речного или морского фасада города.
На Петровском острове сейчас задумана единая пешеходная зона: как вдоль Малой Невы, так и вдоль Малой Невки и Ждановки. Это отражено в проекте планировки острова. Автор двух жилых домов, которые будут построены возле воды, Евгений Подгорнов из ООО "Интерколумниум", надеется, что землевладельцы — а это в первую очередь крупнейшие застройщики Петербурга АО "Эталон ЛенСпецСМУ", ЛСР, Setl Group и недавно примкнувший к ним "Росстройинвест" — сумеют договориться между собой.
"Когда мы проектировали наш комплекс, была дилемма: запускать ли сюда широкие народные массы или ограничиться жителями. Остановились на первом варианте. Ведь в любом случае набережная не будет частной. В перспективе ее пробьют до стадиона "Петровский". И на эту набережную будут выходить рестораны, кофейни, магазинчики", — говорит Подгорнов.

Вложил — сэкономил

Не так давно на заседании администрации Приморского района и муниципального образования "Комендантский аэродром" был представлен проект благоустройства набережной Черной речки от Коломяжского до Богатырского пр. Это место много лет в народе именуется "собачьей тропой" и является кратчайшим, но далеко не самым безопасным путем от района Школьной ул. к гипермаркетам на Богатырском пр.
По проекту, на ныне запущенных берегах проложат пешеходную аллею, установят освещение и малые архитектурные формы. Кроме того, планируется прочистить русло реки и сформировать откосы. Чиновники говорят, что предварительный срок реализации проекта — 2021 год. Никаких конкурсов на проектирование пока объявлено не было. Однако, как рассказали "ДП" информированные источники в девелоперских кругах, велика вероятность того, что работы по благоустройству в качестве обременения власти повесят на "Лидер групп" — как раз на одном из берегов Черной речки, а именно на Полевой Сабировской ул., 45, этот холдинг возводит жилой комплекс.
Стоит признать, что бывают и противоположные ситуации, когда город не вынуждает бизнес потратиться, а, наоборот, де–факто спонсирует его инвестиционный проект, облагораживая примыкающую территорию. Так произойдет на месте бывшего судоремонтного завода на Петровском пр., 2. Там на берегах протока Малой Невы группа "Кортрос" строит комплекс апартаментов. Берега в этом месте не благоустроены. В итоге девелопер профинансирует лишь разработку проектной документации, а само создание берегов общей протяженностью около километра Смольный взял на себя. На Петровском будет полноценная гранитная стенка, традиционная для Петербурга.
Работы запланировано провести в 2019–2021 годах. Никаких точек притяжения народных масс в этом месте нет, а потому очевидно, что пользоваться новыми набережными будут только новоселы. Очевидно, что, если бы расходы по созданию этой территории легли на застройщика, он бы сэкономил. Сейчас по этой причине берега чаще делают зелеными, с пологим спуском и, например, банкеткой по обрезу воды.
"Время гранитных набережных не прошло. Гранит — материал долговечный, удобный, и вообще это показатель величия города. Понятно, что сейчас другое время, когда стараются создавать больше газонов. Но можно найти их разумное сочетание с гранитом. Это будет историческая преемственность. Исходить только из экономической составляющей и строить максимально дешевые набережные, на мой взгляд, неправильно", — считает Александр Мельниченко.

Отдохнул — поработал

В 2017 году после модернизации производства завода "Севкабель" собственник предприятия, ООО "Группа компаний "Севкабель", принял решение отдать часть территории — 3,5 га на Кожевенной линии, 40, — под культурно–деловой комплекс. В рамках проекта вдоль залива сделали открытую для всех пешеходную набережную, которая уже стала модным местом для променада.
Как рассказал "ДП" генеральный директор "Севкабеля" Сергей Ярмилко, набережная позиционируется как многофункциональное пространство. Она может быть как местом отдыха, так и площадкой для мероприятий и деятельности резидентов и партнеров — эти назначения, как уверены ее устроители, не противоречат друг другу. Зона у воды объединяет все функции, так как главный ориентир проекта — повышение качества жизни горожан. "Рассчитываем на то, что наш проект будет положительно влиять на процесс развития района и повлечет за собой перевоплощение территорий по соседству. В долгосрочных планах имеется программа создания единой прибрежной пешеходной зоны, однако на данном этапе мы сконцентрированы на развитии собственной территории", — отмечает Сергей Ярмилко.
На данный момент, по словам генерального директора "Севкабеля", компания занимается вопросом расширения пространства у воды и его наполнения новыми смыслами и функциями. Планируется создать причальную инфраструктуру — сейчас разрабатывается возможность подхода на частных или туристических судах.
Петербург сильно сопряжен с идеей воды, с набережными. При этом для многих жителей сегодня выход к воде блокирован по разным причинам, и это грустно. Если говорить о благоустройстве, то, в моем понимании, всегда нужен определенный баланс, отсутствие фанатизма. Хорошо, когда появляются какие–то малые формы, когда территория чистая. Но для этого необязательно придумывать что–то глобальное. Велодорожки, минималистичная садовая мебель, сделанная даже из старых палет, — этого вполне достаточно, чтобы человеку хотелось прийти на набережную.
Татьяна Адаменко
урбанист