Наталья Модель Все статьи автора
17 октября 2018, 23:56 15407

Волжский розлив. Как открытие сети алкомаркетов "Бристоль" в Петербурге повлияет на рынок

Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

В Петербурге заработала приволжская сеть алкомаркетов "Бристоль", связанная с владельцами "Дикси". Полтора года назад свои первые магазины в городе открыл ее главный конкурент — лидер этого сегмента "Красное и Белое". Приход крупнейших в стране ретейлеров на активно развивающийся в Петербурге рынок алкомаркетов сформирует новые подходы к ценообразованию и ассортименту.

Как сообщили в call–центре сети "Бристоль", первая точка на улице Жуковского начала работу в середине августа. С тех пор открылись еще два магазина. На сайте по поиску персонала hh.ru "Бристоль" разместил петербургские вакансии территориального системного администратора, менеджера по развитию, менеджера по персоналу, продавца–кассира и юрисконсульта.

Вино у дома. Торговые сети составляют конкуренцию алкомаркетам, привлекая сомелье

Вино у дома. Торговые сети составляют конкуренцию алкомаркетам, привлекая сомелье

1279
Елена Домброва, Наталья Модель

В этих объявлениях "Бристоль" указывает адреса петербургских магазинов, куда требуются сотрудники. Торговые точки откроются во Фрунзенском, Калининском, Красногвардейском, Невском и Колпинском районах.

По данным брокеров, сеть намерена открывать по 10 магазинов в Петербурге каждый месяц. О выходе "Бристоля" в Петербург знают и опрошенные "ДП" брокеры и топ–менеджеры других алкогольных сетей. В самом "Бристоле" на запрос "ДП" не ответили. Эта сеть алкомаркетов вторая в России по количеству точек после лидера рынка — челябинской компании "Красное и Белое".

Сеть "Бристоль" на сегодня насчитывает почти 3 тыс. магазинов. Учредителем операционной компании–ретейлера — ООО "Альбион–2002", — зарегистрированной в Нижнем Новгороде, является офшор Kronia Limited.

На рынке принято считать, что сеть принадлежит владельцам табачного дистрибьютора "Мегаполис" и розничной сети "Дикси" Сергею Кациеву (на фото слева) и Игорю Кесаеву. В рейтинге журнала Forbes они занимают 111–е и 41–е места соответственно.

Сеть "Красное и Белое" пришла в Петербург весной 2017 года. Тогда представители "Бристоля" заверили "ДП", что тоже присматриваются к второму городу страны как региону для развития. Пока нижегородцы присматривались, сеть челябинского предпринимателя Сергея Студенникова успела открыть в Петербурге уже больше 100 магазинов.

Выход крупных федеральных сетей алкомаркетов в Петербург произошел спустя 2 года после начала бума открытия их магазинов в российских регионах.

Алкоголь полился на улицы

Пивовары предпочли на разлив. Крупные игроки заинтересовались рекордно растущим сегментом разливного пива

Пивовары предпочли на разлив. Крупные игроки заинтересовались рекордно растущим сегментом разливного пива

3899
Елена Домброва

В Петербурге начиная с 2015 года открылись магазины сразу нескольких новых игроков. Активнее всего новые алкомаркеты запускали дистрибьюторы. Старожилам рынка, сетям "Ароматный мир", "Градусы", "Норман", "Калейдоскоп напитков мира", составили конкуренцию новые розничные проекты: "Монополь", "РосАл 24", "Спиртной онлайн", "Выпь", "Виньон", Bona Gusto, "Ателье вина "Абрау–Дюрсо", "Русалка", "Крепость 24". Недавно в городе заработала сеть "Винлаб" — розничное подразделение одного из крупнейших производителей водки "Белуга групп". Многие местные игроки не выдержали столь серьезной конкуренции и ушли с рынка либо серьезно сократили число магазинов.

"В Петербурге произошла смена игроков на рынке алкомаркетов. В 2015 году активно развивались сети "Норман", "Ароматный мир", "Русалка" и т. д. Их время ушло, — оценивает руководитель отдела развития одной из сетей алкомаркетов, работающих в Петербурге, — сейчас на рынок Петербурга пришли другие крупные игроки. "Красное и Белое", "Винлаб" и "Бристоль". Последний столкнется абсолютно с теми же проблемами, что и две другие сети, — с жесткой конкуренцией на ограниченном рынке".

"Выходить в Петербург "Бристолю" нужно обязательно, и как можно быстрее, пока "Красное и Белое" в городе не так широко представлено", — убежден глава "INFOLine–Аналитики" Михаил Бурмистров. Эксперт считает, что у ретейлера есть все возможности активно развиваться, за площадки, судя по выбранному формату, он будет конкурировать с несетевой розницей. Инвестиции в открытие одной точки эксперт оценивает в 4–5 млн рублей.

"Бристоль", как и "Дикси", сейчас ведет работу над эффективностью своих магазинов, закрывает малоэффективные точки, старается запускать магазины в хороших локациях, — констатирует Михаил Бурмистров. — Поэтому в Петербурге он будет развиваться аккуратно и консервативно, в отличие от "Красного и Белого", которому свойствен агрессивный подход в развитии сети".

Выручка ООО "Альбион–2002" по итогам 2017 года, по данным СПАРК, составила 67,5 млрд рублей. Выручка "Красного и Белого" в январе–июне 2018 года выросла на 41,3%, до 130 млрд рублей, подсчитали в INFOLine.

Помидоры к виски

Преимущество "Бристоля" и "Красного и Белого" в их позиционировании — в нижнем ценовом сегменте, а также в ассортиментной политике. Например, сеть "Красное и Белое" работает уже скорее в формате магазина у дома. На сайте "Красного и Белого" помимо алкоголя представлены молочные и мясные продукты, консервы, макароны, кондитерские изделия, корма для животных и др.

"Бристоль" разбавил алкогольную матрицу продуктами питания не столь радикально. Тем не менее на его сайте тоже можно найти корм для животных, кондитерские изделия, консервы. В итоге алкомаркеты постепенно становятся полноценными сетями магазинов у дома и успешно соперничают даже с федеральными продовольственными сетями.

Удается это не только за счет похожего ассортимента, но и благодаря широкой представленности сети. Так, в первом полугодии 2018 года "Красное и Белое" вышло на второе место по темпам открытия новых магазинов среди FMCG–ретейлеров, обогнав "Магнит". По подсчетам аналитиков, за этот период сеть расширилась на 882 новых объекта. "Магнит" за тот же период открыл 610 магазинов.

Долгое время категория алкогольных напитков не была в фокусе крупных продовольственных сетей, поэтому нишу заполнили алкомаркеты, поясняет Михаил Бурмистров. По его оценке, это очень жизнеспособный формат розницы — алкоголь удобен в логистике, это продукт частного потребления. Далее, сформировав покупательский поток, владельцы алкомаркетов решили расширить линейку, предложив потребителю продукты питания, за которыми он обычно ходит в продуктовые сети.

Сети ищут сомелье

Чтобы выдержать конкуренцию с алкомаркетами, продовольственные сети, в свою очередь, расширяют ассортимент алкоголя и нанимают сомелье. Одна из последних тенденций на рынке — потребители стали чаще покупать вино в магазинах у дома и дискаунтерах. По данным GfK Rus, продажи вина через дискаунтеры в денежном выражении выросли в I квартале 2018 года по сравнению с I кварталом 2017–го на 14,6%. Доля продаж через дискаунтеры тоже выросла — с 28 до 30%.

"После открытия по соседству с нашими магазинами алкомаркетов у нас падают продажи алкоголя, но для нас это несущественно, так как это не объемообразующая категория, — делится основатель ТД "Реал" Александр Мышинский. — Что касается продуктов питания, у алкомаркетов представлен очень узкий ассортимент. Поэтому конкуренция с ними для нас неприятна, но не убийственна. Сильнее страдает неспециализированная розница".

По оценке Клуба профессионалов алкогольного рынка, в России сегодня работает 220 тыс. торговых точек и ресторанов, которые торгуют алкоголем. Это 45 тыс. ресторанов, около 50 тыс. сетевых розничных точек, 125 тыс. точек несетевого формата.

К концу 2021 года, по прогнозам клуба, на 50 тыс. розничных магазинов в РФ будет приходиться 70% всех продаж алкогольной продукции (сейчас этот показатель составляет 54%).

В этом году мы наблюдаем активное развитие сетей алкомаркетов. Помещений под них в связи с затяжным кризисом в городе появилось огромное количество. Ставки аренды для подобных сетей на 100 м2 составляют до 250 тыс. рублей в месяц. Сеть "Бристоль" ищет помещения площадью 80–170 м2 в любых районах города с расчетом открывать ежемесячно по 10 точек.
Екатерина Лапина
генеральный директор агентства недвижимости Lapina
Рынок Петербурга еще не до конца прочувствовал выход "Красного и Белого". Политика ценового демпинга, с моей точки зрения, не дала такого же взрывного эффекта, как на других рынках России. Локальные торговые сети не поддержали навязываемой "ценовой войны" и предпочли сконцентрироваться на продажах продукции, которая не представлена в "Красном и Белом". Войны не получилось, так как на нее никто не пришел. От прихода "Бристоля" ожидаю политики, аналогичной "КиБ". Учитывая размеры этих сетей, бороться с ними на их условиях, то есть по ценам, нецелесообразно. Будем расходиться ассортиментом, работать с другими поставщиками. Еще я бы отметил консервативность потребителей в Петербурге — их неготовность менять что–либо в привычном образе поведения, они не любят искать что–то новое.
Александр Фролов
директор сети "Русалка" в Петербурге
Рынок алкогольной розницы в Петербурге еще крайне далек от спада. В город выходят новые игроки, а существующие продолжают открывать магазины. Да, становится тесновато — именно потому, что представители новых форматов ведут агрессивную маркетинговую и ассортиментную политику, отъедая приличные куски пирога у старых игроков, которым придется как–то на это реагировать. Форматы алкомаркетов, которые создавались, чтобы конкурировать с большими сетями по ассортиментному предложению, как эксперты в области торговли алкоголем, сегодня вынуждены прибегать к постороннему непрофильному ассортименту, чтобы именно на нем показать свое конкурентное преимущество. При этом часто торгуют этим товаром без прибыли.
Дмитрий Журкин
директор по импорту компании "Ладога"
Операторы сегмента алкомаркетов довольно активны. В основном магазины алкоголя сегодня открываются в спальных районах. В Петербурге в последние 2 года снесли большое количество павильонов и ларьков у метро, которые в том числе работали с алкоголем, поэтому стрит–ретейл прирос новыми магазинами. Свое влияние на открытие новых точек оказало и введение закона об ограничении времени продажи алкоголя — у людей появилась потребность купить алкоголь в магазине у дома. Чаще всего алкогольные магазины ищут помещения площадью 60–150 м2 на первой линии в локации с большим количеством жилья, что гарантирует целевой трафик. Для них важна хорошая просматриваемость со стороны проезжей части и пешеходных зон и возможность разместить вывеску, а также наличие парковки. Кроме того, у них есть определенные требования к расположению относительно объектов образовательного, спортивного или медицинского характера — не ближе чем в 50 м от помещения. Данный сегмент рынка, по нашим прогнозам, будет расти. Новые форматы, которые вышли на рынок в последние 2 года, уже существенно интереснее ранее представленных на рынке игроков, поэтому последним также придется обновляться, чтобы сохранить позиции на рынке.
Анна Лапченко
руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама