Автомобильные компании в 1990–е годы самостоятельно занимались поставками машин. Активное развитие дилерских сетей началось в 2000–е, после открытия официальных представительств иностранных производителей.
Отечественные автомобили "Жигули" начали продаваться в Ленинграде в 1976 году, спустя год после образования САЦ "АвтоВАЗтехобслуживание", занимавшегося сервисным обслуживанием этой марки. С марта 1991 года предприятие было преобразовано в АО "Питер–Лада".
Иномарки же в большом количестве, в основном подержанные, стали ввозиться из Прибалтики и Европы в 1990–е. Затем эти машины перепродавались на комиссионных площадках (на пр. Энергетиков, в Автово, на Апрашке).
"Для людей тогда было ново, что можно приобрести иномарку и жить как на Западе", — говорит Валерий Бронский, исполнительный директор "Ауди Центр Петроградский" (входит в ГК "Мега–Авто").
Верх совершенства
Первые дилерские центры по продаже иномарок в Петербурге стали открываться с 1992 года. Так, первым официальным дилером автопроизводителя Ford Motor Company на территории СНГ становится петербургская компания "ТДВ–Авто" с автосалоном на ул. Коммуны. В 1993 году на Софийской ул. "Автопродикс" открывает первый шоу–рум Nissan. В том же году на Бухарестской ул. (на арендованной территории у ЦНИИ топливной аппаратуры) с торговли автомобилями с пробегом и "жигулями" зародился бизнес компании "Мега–Авто".
Руководство транспортно–логистической компании "Евросиб" в ходе своей рабочей поездки в Финляндию сначала заключает партнерское соглашение с компанией Inchcape Motors Finland OY (региональным дистрибьютором Mazda Motor Corporation) о поставке японских автомобилей для своего корпоративного парка. А в 1993 году подписывает дилерское соглашение с дистрибьютором, став первым в России официальным дилером Mazda. Первый автоцентр "Евросиб–Авто" был построен на Боровой, 55, с мойкой и современной СТО со стапелем. В компании говорят, что "на тот момент это был верх совершенства, приезжали смотреть со всего города".
"Тогда ни дефицита иномарок, ни спроса особо не было, и конкуренции тоже не было. Не было ни кредитных программ, ни безнала — все расчеты шли наличными. Оборудования для пересчета банкнот тоже сначала не было, кассиры принимали деньги и пересчитывали вручную пачки купюр", — вспоминают в "Евросибе".
Шведская компания Swed–Car в 1993 году первой в городе начала заниматься продажами автомобилей Volvo. Компания организует совместное предприятие Swed–Mobil Service (сегодня известная как "Свид–Мобиль") со СТО "Диагностический центр "Экомобиль". В 1994 году у скандинавской фирмы возникают проблемы с поставками, и она спешно сворачивает свою деятельность, продав долю Swed–Mobil Service российским партнерам. На следующий год в городе появляются еще два дилера Volvo — компании "Сигма Автоимпорт" и "Аксель–Моторс".
В 1994 году дилерами Mercedes–Benz становятся компании "Вехо" ("дочка" финской компании VEHO) и "Петекс". В 1995 году в Петербурге представительство открывает московское АО "ЛогоВАЗ" (компания первой получила статус официального импортера автомобилей Mercedes–Benz в СССР в 1991 году).
Изначально дилерам приходилось самостоятельно заниматься поставками автомобилей в Россию. "В начале 1990–х все продавцы вели внешнеэкономическую деятельность. Импортеров не было. Мы работали только по полной предоплате, везли автомобили, таможили. Это был нелегкий бизнес. При этом получали хорошую импортерскую маржу, которая перекрывала все финансовые риски", — отмечает Игорь Седов, директор по развитию "Аксель групп".
Взлет и падение
Начиная с 2000 года начал активно развиваться институт импортеров — все больше производителей открывают представительства в России, дистрибьюторы раздают франшизы и наводят на рынке порядок. "В конце нулевых, как известно, наступил спад в связи с кризисом. Но достаточно быстро спрос выровнялся. И до конца 2014 года снова настали хорошие времена. В 2010–х годах институт взаимоотношений импортер — официальный дилер — клиент налажен на высоком уровне. Схема прозрачна для всех сторон", — рассказывает Валерий Бронский.
Со временем авторынок приобретает цивилизованный вид, появляются первые страховые компании, кредитные продукты. "В период бурного роста продаж, который продолжался до 2008 года, за наиболее популярными машинами (например, Mazda 3) были очереди. Спрос намного превышал предложение, иногда клиенты ждали почти год", — отмечают в "Евросибе".
По словам Игоря Седова, годы с 2001–го по 2008–й стали золотым временем для дилерских предприятий: "Открывай любую точку и получай золотые горы. Рынок "сжевывал" абсолютно все. В то время мы инвестировали в открытие дилерского центра Toyota $8 млн и полностью окупили вложения за 1,5 года".
Пережив мировой финансовый кризис 2008 года, следующий сложный период для дилеров начался с 2015 года.
На рынке идет череда банкротств финансово неустойчивых компаний. Происходят трансформации, связанные как с экономическим кризисом, так и с изменением потребительского поведения в целом.
"Рентабельность бизнеса упала. Если в 2013–2014 годах рентабельность в продажах новых машин на уровне 5% считалась хорошей, то сегодня она в среднем составляет 2%.
Сейчас автобизнес в основном зарабатывает на продаже сопутствующих услуг: trade–in, кредитных и страховых продуктах", — говорит Игорь Седов.