Чья Латвия? Прибалтика следует мировому тренду поддержки популистов

Автор фото: Ася Гагина
В кои–то веки мы обсуждаем выборы не российские, а прибалтийские. В Латвии избрали новый сейм, и больше всего голосов (19,8%) снова набрала партия "Согласие", которую возглавляет мэр Риги Нил Ушаков. Ее часто называют пророссийской, но это не совсем так.
Это просто нормальные люди, которые, с одной стороны, не трясутся над своими эсэсовцами, а с другой — не кричат: "Можем повторить!" или "Спасибо деду за победу!" Просто признают, что все люди имеют одинаковые права перед законом. Как арийцы–латыши, так и неарийцы–русские. Сам мэр Ушаков вполне европеизированный человек. И он, кстати, закрыл кучу русских школ, просто потому, что их существование было нерентабельным. Кроме того, "Согласие" набрало меньше голосов, чем на прошлых выборах, и правительство Латвии все равно составит союз националистических партий. Так что по большому счету ничего не изменится.
Есть другой интересный момент: второе место на выборах заняла партия "Кому принадлежит страна?", которую возглавляет скандально известный бывший актер и радиоведущий Артус Кайминьш. Тут Прибалтика следует общемировому тренду, поддерживая популистов.
Происходит это потому, что традиционная роль политики, доставшаяся нам еще от XIX века, размывается.
В XIX веке люди разделяли шоу и жизнь. Они очень серьезно относились к политике, жизни, религии, бизнесу. Вообще ко всему.
И этот стиль довольно долго эстетически и этически сохранялся во многих странах, где есть традиции.
Теперь на смену приходит стиль истинно демократический. Когда все равно, кто окончил университет, а кто нет; кто отвечает за каждое слово, а кто несет околесицу; кто относится к политике серьезно, а кто вообще ничего на свете всерьез не воспринимает. А кто такие истинно демократические лидеры? Это как раз шоумены, которые, не мороча никому голову высокими материями, дают публике то, что она хочет получить.
Конечно, в политике всегда был элемент популизма. Но одно дело, когда это именно элемент, а другое — когда главное содержание. Популисты XX века все же искренне верили в то, что они говорили. Величайшим среди них был Гитлер, и, как положено параноику, он верил в свой параноидальный бред. Он был проповедником своих бредовых идей. А популисты XXI века — это именно откровенные шоумены, которым все равно, что говорить.
Мы теперь живем в то время, когда меняется само место государства. Традиционное государство как некая организация ответственных и серьезных людей, которые просвещают, наставляют и командуют людьми попроще, уходит в прошлое. Это медленный процесс, но он идет. Бороться с ним и говорить: "Ах, популизм, какой ужас!" — это все равно что бороться с прогрессом как таковым.