Неприбыльный люкс: спрос на luxury-бренды падает на фоне роста продаж массового сегмента

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Спрос на автомобили класса luxury падает второй месяц подряд. Дилеры надеются исправить ситуацию до конца года, но даже хорошие показатели по продажам вряд ли помогут увеличить прибыль. Теперь авторетейл не дает возможности заработать практически никому, считают эксперты.

Первый сорт роскоши

Рынок новых легковых автомобилей сегмента luxury в России по итогам августа сократился на 1% и составил 118 экземпляров за месяц, гласят данные агентства "Автостат". Если сравнить с показателями за июль, падение рынка замедляется — тогда продажи упали на 7%.
При изучении рынка автомобилей сегмента luxury эксперты берут в расчет шесть брендов: Aston Martin, Bentley, Ferrari, Lamborghini, Rolls–Royce, Maserati, а также модель Mercedes Maybach S–class, на которую приходится около половины продаваемых автомобилей этой категории.
Например, в августе таких машин по всей России было продано 58 штук. В Петербурге с начала 2018 года рынок автомобилей luxury–класса составил примерно 1 млрд рублей.
Падение продаж, а в дальнейшем и стагнацию в этом году спровоцировали политические события, а также чемпионат мира по футболу, рассказывают участники рынка.
Негативное влияние на динамику рынка могли оказать и изменения валютных курсов: все автомобили сегмента luxury в России импортные. Часто клиенты откладывают покупку, ожидая выхода новых моделей. Например, в III квартале начались продажи нового Bentley GT, первые клиенты получили автомобили в сентябре. К концу года рынок может вырасти из–за появления Rolls–Royce Cullinan.
Прогнозировать объемы продаж автомобилей luxury проще, чем машин других сегментов рынка. Технику такого уровня, как правило, заказывают заранее, а квота на страну определяется на основании этих заказов у компании–производителя.
Вероятно, именно поэтому дилеры рассчитывают во втором полугодии компенсировать потери от спада продаж.

Деньги на сервисе

Но какую экономическую выгоду получат дилеры и производители — вопрос спорный. Хотя большая часть владельцев автомобилей luxury возвращаются на сервис именно к официальным дилерам, на обслуживании машин этого сегмента заработать сложнее, чем на массовых брендах.
"Чем дороже автомобиль, тем сложнее его конструкция. Большая часть времени при ремонтах уходит именно на выявление неисправностей и ожидание запчастей", — отметил исполнительный директор Bentley Saint–Petersburg Владимир Абрамов.
Конкуренция на рынке высока, обслуживанием самых дорогих машин занимаются и продавцы более доступных брендов. Так, в Петербурге официальный сервис Rolls–Royce проводится в автоцентре "Евросиб–Лахта", торгующем BMW. Lamborghini обслуживается в салоне "Автодом" вместе с Mercedes и Porsche.
Заместитель председателя совета директоров АО "Автодом" Евгений Войтенков говорит, что ремонт люксовых машин приносит его компании примерно столько же денег, сколько и продажи. "Бренды сегмента luxury давно скупили концерны, которые занимаются массовыми автомобилями. Сейчас на таких машинах практически никто не зарабатывает", — считает эксперт.

Размытые рамки

Rolls–Royce входит в состав BMW AG, Lamborghini и Bentley — в VAG, Maserati контролируется Fiat Chrysler Automobiles, также в итало–американский концерн входила компания Ferrаri, но была выделена в 2016 году. Немецкий Daimler владеет 5% акций Aston Martin.
Как объясняет аналитик "Автостата" Азат Тимерханов, четких границ у сегмента luxury нет, многое зависит от позиционирования производителя и конкретных моделей — как, например, и сделали в Mercedes. Так, есть автомобили, которые по стоимости и уровню исполнения тянут на luxury, но брендом объединены с премиумом. Это создает дополнительные сложности с точки зрения конкуренции, а также влияет на репутацию производителя и мнение о конкретной модели автомобиля.
"Такой подход приводит к размытию целевой аудитории, и клиент не понимает, что, покупая Mercedes или Porsche, он попадает не в тот же класс, что и владельцы Bentley", — считает автомобильный эксперт Виталий Новиков.
По его словам, аналогичная проблема есть и на границе массового сегмента и премиума — например, с брендами Genesis, Acura, Infiniti и другими.
На первый план, по мнению эксперта, при разделении машин на группы должны выноситься сила бренда, способ производства автомобиля и, конечно, его доступность.

Массовость в люкс

В то же время в стремлении забрать у других игроков часть клиентов и сделать границу между премиумом и сегментом luxury четче, самые дорогие бренды вынуждены следовать за общей модой. Поэтому в линейке дорогих брендов появляются высокие автомобили (кроссоверы). Эта тенденция характерна как для массового, так и для премиального сегмента.
В 2017 году модельный ряд Maserati пополнился внедорожником Levante, что позволило бренду быстро войти в тройку лидеров в сегменте.
"Продажи этого года несколько ниже, чем в прошлом году, что вызвано именно высоким спросом на новинку в 2017 году", — объясняет Олег Сережников, директор филиала "Авилон. Maserati".
Положительного эффекта ждут также в Rolls–Royce — внедорожник Cullinan должен укрепить лидирующие позиции марки. Надежды на кроссовер также возлагают Lamborghini. В России, а именно в Петербурге, очередь на Urus начала выстраиваться еще в 2016 году. В Bentley делают ставку на Bentayga.
Пока что единственные, кто не выпустил на рынок кроссоверы, — это Aston Martin и Ferrari. Однако такой пункт есть в планах этих брендов, ждать осталось уже недолго.
Клиенты в сегменте luxury очень требовательны к качеству обслуживания и эффективности инвестиций, поэтому часто они сравнивают цены в разных городах, чтобы выбрать дилера, кто предоставляет лучший сервис и условия сделки. В компании "Авилон" 20% продаж приходится на клиентов из других городов, в том числе из Петербурга. Также большое количество клиентов "Авилона" и ценителей роскошных автомобилей проживает в Краснодарском крае, Свердловской и Ростовской областях, Самаре и Татарстане. Мы принимаем участие в региональных выставках. Подобные мероприятия представляют интерес для установления новых контактов с существующими клиентами марок и для тех, кто задумывается об автомобилях сегмента люкс как новых, так и с пробегом.
Вагиф Бикулов
операционный директор по сегменту люкс компании "Авилон"
В последние годы существенно выросло количество клиентов из регионов. Наши дилеры работают с состоятельными людьми со всей России, от Калининграда до Владивостока. Некоторые клиенты держат автомобили сразу в нескольких городах — например, в Москве они передвигаются на лимузине с водителем, а в Сочи водят кабриолет. Мы видим, что российские регионы обладают колоссальным потенциалом, и стремимся расширять наше присутствие в них, это одно из ключевых направлений стратегии роста в России. Специфика нашего бизнеса такова, что для первоклассного обслуживания нам совершенно необязательно иметь салон в городе, где живет клиент. К примеру, один из наших клиентов с Дальнего Востока приобрел свой Ghost в Москве, а ездит на нем на острове Сахалин.
Джулиан Дженкинс
региональный директор Rolls-Royce в Европе и Центральной Азии