Китайская монополия: почему российской "Алибабы" не будет никогда

 

Последние несколько лет то и дело на различных уровнях обсуждается вопрос создания русской "Алибабы". Как только в e–commerce появляется новый крупный проект с большими инвестициями, его тут же объявляют русской "Алибабой". Предлагаю наконец расставить все точки над i, чтобы лишний раз не возвращаться к этому вопросу, — "русской Алибабы" не будет.
Русской "Алибабой" или убийцей "Алиэкспресс" провозглашали "Яндекс.Маркет" в кооперации со Сбербанком, "М.видео" со своим проектом Goods, "Почту маркет" и даже казанский маркетплейс KazanExpress, всех уже и не вспомнишь. Но реальность такова: на данный момент самым популярным онлайн–ретейлером в России остается AliExpress, и ничего подобного ему пока не создано.
Отмечу, что "Алибаба" изначально создавалась как площадка для китайской промышленности и китайских интернет–магазинов. В китайской версии "Алибаба" по–прежнему в основном площадка исключительно для прямых продаж от производителя к покупателю.
Если посмотреть на мирового конкурента "Алибабы" — Amazon, то может показаться, что он агрегирует на своей площадке маленькие интернет–магазины, но это не совсем так. По сути, он предлагает небольшим вендорам, не имеющим собственных интернет–каналов, свой фулфилмент (так называется комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки). Что же мы видим в российских проектах?
"Яндекс.Маркет" и другие ретейлеры пошли по дороге агрегации небольших интернет–магазинов, то есть привлечения на свои площадки продавцов, которые просто перепродают товар (вероятно, тот же китайский), а "Яндекс", в свою очередь, этим магазинам продает трафик. При этом пока никто в России не создал площадку для российских и зарубежных производителей, которая бы работала и на импорт, и на экспорт.
Никто не создал структуру, которая могла бы эффективно дистрибутировать товар от российского производителя, а не только перегонять трафик от поисковиков к небольшим интернет–магазинам. Создание российской "Алибабы" будет эффективно только тогда, когда будет создана инфраструктура, направленная на дистрибуцию товара от производителя к покупателю.
"Алибаба", обладая такой мощной фулфилмент–инфраструктурой в Китае, не особо нуждается в ней в России, поскольку на территории РФ логистические функции для "Алибабы" выполняет "Почта России". Казалось бы, "Почта" доступна и для остальных российских игроков, но у них совершенно нет товарного наполнения, аналогичного "Алиэкспрессу". Так что при создании подобного национального агрегата нужно идти от российского продукта, а так пока никто не делает.
В ближайшие годы мы вряд ли увидим воплощенным проект русской "Алибабы". Но мы увидим более глубокую интеграцию самой "Алибабы" в российский рынок. Теперь с трафиком Mail.ru, с клиентами "МегаФона". Так что вопрос "русской Алибабы" окончательно закрыт. Китайская уже здесь.
Леонид Довладбегян, управляющий партнер LED agency