07:4824 июля 201807:48
6823просмотров
07:4824 июля 2018
Интернет–банкингом пользуются 44% клиентов российских банков. Банкиры ждут дальнейшего роста этой доли. Ускорит этот процесс внедрение системы биометрической идентификации.
На прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным озвучила последние данные по развитию интернет–банкинга в России. По ее словам, сейчас онлайн–банкингом в стране пользуются 44% клиентов кредитных учреждений. За последние 2 года их доля выросла почти в 2 раза. "Два года назад 23%, по опросам, пользовались интернет–банкингом, дистанционным банкингом, в прошлом году это был 31%, в этом году уже (на середину года) 44%. То есть происходит достаточно быстрый охват дистанционными услугами", — сказала Набиуллина (цитата по ТАСС).
О быстром развитии интернет–банкинга в России говорят не только данные регулятора. В апреле эксперты Deloitte Digital (подразделение консалтинговой компании Deloitte) включили Россию в пятерку стран — лидеров цифрового банкинга среди 38 стран региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). По оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), интернет–банкингом пользуется около 81% всей интернет–аудитории.
Рост повсеместно
Опрошенные "ДП" банкиры тоже фиксируют рост числа пользователей онлайн–банкинга. Например, ВТБ по целому ряду продуктов осуществляет до 40% продаж через цифровые каналы. За 4 месяца этого года цифровыми сервисами ВТБ–Онлайн (интернет и мобильный банк) воспользовались 5 млн клиентов. Более 3,5 млн из них — активные пользователи, по сравнению аналогичным периодом 2017 года их число удвоилось. Количество совершаемых операций ежемесячно превышает 15 млн.
В Петербурге число активных пользователей Сбербанк Онлайн, в том числе мобильного приложения, с июня прошлого года по июнь этого года выросло на 20%.
Количество пользователей дистанционного банковского обслуживания (ДБО) у Росбанка в Петербурге тоже растет: в 2016 году 15% всех клиентов–петербуржцев использовали дистанционные сервисы, в 2017–м — 26%, а в первой половине 2018–го — 36%. Рост выше, чем в среднем по России, оценивает директор центра развития розничных цифровых решений Росбанка Алексей Лола.
"На текущий момент проникновение ДБО по всем банкам в России — на уровне 44%. Наши прогнозы — 50% к концу года", — ожидает он.
Самыми популярными транзакциями в интернет–банкинге у петербуржцев, по данным Росбанка, являются оплата услуг, перевод между своими счетами и с карты на карту.
Лидер в оплате услуг — сотовая связь: 75% всех платежей. По данным Сбербанка, наиболее популярны платежи за ЖКХ — 35% от всей структуры платежей — и сотовой связи — 35%. Остальные 30% — Интернет, образование и прочее.
![](https://dpru.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru/images/article/2018/07/23/555702df-002e-4c4b-b4ee-0e916cbe89bc.jpg)
Ждем идентификацию
Эльвира Набиуллина назвала развитие новых финансовых технологий и дистанционных услуг одним из приоритетов регулятора.
По ее прогнозу, этому поможет внедрение биометрической системы идентификации клиентов в РФ. Появиться в банке клиенту нужно будет всего один раз, чтобы сдать биометрию (изображение лица и запись голоса) и подписать необходимые документы. После этого все операции будут доступны без посещения отделений банка.
В ВТБ тоже говорят о том, что единая биометрическая система послужит стимулом для роста цифровых продаж продуктов и сервисов банка, и называют ее наиболее надежным инструментом обеспечения безопасности данных.
"Пока сложно строить планы относительно единой биометрической системы, но очевидно, что через какое–то время это станет "гигиеническим" фактором и важной составляющей цифровых банковских сервисов", — делают прогноз в банке "Санкт–Петербург".
Для развития онлайн–банкинга все еще есть ряд препятствий. Среди них банкиры называют законодательную базу, которая не всегда успевает за развитием digital. Второй момент — клиенты не всегда готовы полностью доверить свои финансы машинам, так что многие крупные операции по–прежнему проводятся в офисах.
“
В последнее время банки существенно вложились в качество, удобство, надежность и безопасность цифровых сервисов и, как мы видим по динамике роста количества пользователей, не зря. Если говорить про популярные транзакции, на первом месте, безусловно, оплата мобильной и интернет–связи, далее следуют коммунальные платежи, карточные переводы между клиентами и безналичные переводы по свободным реквизитам. По нашей базе мы видим концентрацию пользователей молодой и средневозрастной аудитории, но при этом у нас также достаточно активно и более старшее поколение пользователей.
Александр Рыбаков
директор диджитал–департамента банка "Санкт–Петербург"
“
Сейчас активными пользователями нашего мобильного банкинга являются 219,7 тыс. клиентов в Петербурге. За 2017 год мы удвоились по количеству активных пользователей А–мобайла (с 80,9 тыс. до 176,3 тыс. человек). На мой взгляд, рынок динамично развивается. Хочу отметить, что даже с интенсивным ростом числа пользователей интернет–банка мы не закрываем свои подразделения. Препятствием для более широкого охвата интернет–банкинга, на мой взгляд, можно назвать незнание потребителями его возможностей.
![](https://dpru.obs.ru-moscow-1.hc.sbercloud.ru/images/expert/4c04499b-1352-4049-938f-702ddda47b31.jpg)
Юлия Додичева
руководител по развитию сети отделений филиала "Санкт-Петербургский" АО "Альфа-Банк"