Пошли платить онлайн. Биометрия поможет распространению интернет-банкинга в России

Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Сбербанк установил первый банкомат с функцией распознавания лиц

Интернет–банкингом пользуются 44% клиентов российских банков. Банкиры ждут дальнейшего роста этой доли. Ускорит этот процесс внедрение системы биометрической идентификации.

На прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным озвучила последние данные по развитию интернет–банкинга в России. По ее словам, сейчас онлайн–банкингом в стране пользуются 44% клиентов кредитных учреждений. За последние 2 года их доля выросла почти в 2 раза. "Два года назад 23%, по опросам, пользовались интернет–банкингом, дистанционным банкингом, в прошлом году это был 31%, в этом году уже (на середину года) 44%. То есть происходит достаточно быстрый охват дистанционными услугами", — сказала Набиуллина (цитата по ТАСС).
О быстром развитии интернет–банкинга в России говорят не только данные регулятора. В апреле эксперты Deloitte Digital (подразделение консалтинговой компании Deloitte) включили Россию в пятерку стран — лидеров цифрового банкинга среди 38 стран региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). По оценкам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), интернет–банкингом пользуется около 81% всей интернет–аудитории.
Опрошенные "ДП" банкиры тоже фиксируют рост числа пользователей онлайн–банкинга. Например, ВТБ по целому ряду продуктов осуществляет до 40% продаж через цифровые каналы. За 4 месяца этого года цифровыми сервисами ВТБ–Онлайн (интернет и мобильный банк) воспользовались 5 млн клиентов. Более 3,5 млн из них — активные пользователи, по сравнению аналогичным периодом 2017 года их число удвоилось. Количество совершаемых операций ежемесячно превышает 15 млн.
В Петербурге число активных пользователей Сбербанк Онлайн, в том числе мобильного приложения, с июня прошлого года по июнь этого года выросло на 20%.
Количество пользователей дистанционного банковского обслуживания (ДБО) у Росбанка в Петербурге тоже растет: в 2016 году 15% всех клиентов–петербуржцев использовали дистанционные сервисы, в 2017–м — 26%, а в первой половине 2018–го — 36%. Рост выше, чем в среднем по России, оценивает директор центра развития розничных цифровых решений Росбанка Алексей Лола.
"На текущий момент проникновение ДБО по всем банкам в России — на уровне 44%. Наши прогнозы — 50% к концу года", — ожидает он.
Самыми популярными транзакциями в интернет–банкинге у петербуржцев, по данным Росбанка, являются оплата услуг, перевод между своими счетами и с карты на карту.
Лидер в оплате услуг — сотовая связь: 75% всех платежей. По данным Сбербанка, наиболее популярны платежи за ЖКХ — 35% от всей структуры платежей — и сотовой связи — 35%. Остальные 30% — Интернет, образование и прочее.

Ждем идентификацию

Эльвира Набиуллина назвала развитие новых финансовых технологий и дистанционных услуг одним из приоритетов регулятора.
По ее прогнозу, этому поможет внедрение биометрической системы идентификации клиентов в РФ. Появиться в банке клиенту нужно будет всего один раз, чтобы сдать биометрию (изображение лица и запись голоса) и подписать необходимые документы. После этого все операции будут доступны без посещения отделений банка.
В ВТБ тоже говорят о том, что единая биометрическая система послужит стимулом для роста цифровых продаж продуктов и сервисов банка, и называют ее наиболее надежным инструментом обеспечения безопасности данных.
"Пока сложно строить планы относительно единой биометрической системы, но очевидно, что через какое–то время это станет "гигиеническим" фактором и важной составляющей цифровых банковских сервисов", — делают прогноз в банке "Санкт–Петербург".
Для развития онлайн–банкинга все еще есть ряд препятствий. Среди них банкиры называют законодательную базу, которая не всегда успевает за развитием digital. Второй момент — клиенты не всегда готовы полностью доверить свои финансы машинам, так что многие крупные операции по–прежнему проводятся в офисах.
В последнее время банки существенно вложились в качество, удобство, надежность и безопасность цифровых сервисов и, как мы видим по динамике роста количества пользователей, не зря. Если говорить про популярные транзакции, на первом месте, безусловно, оплата мобильной и интернет–связи, далее следуют коммунальные платежи, карточные переводы между клиентами и безналичные переводы по свободным реквизитам. По нашей базе мы видим концентрацию пользователей молодой и средневозрастной аудитории, но при этом у нас также достаточно активно и более старшее поколение пользователей.
Александр Рыбаков
директор диджитал–департамента банка "Санкт–Петербург"
Сейчас активными пользователями нашего мобильного банкинга являются 219,7 тыс. клиентов в Петербурге. За 2017 год мы удвоились по количеству активных пользователей А–мобайла (с 80,9 тыс. до 176,3 тыс. человек). На мой взгляд, рынок динамично развивается. Хочу отметить, что даже с интенсивным ростом числа пользователей интернет–банка мы не закрываем свои подразделения. Препятствием для более широкого охвата интернет–банкинга, на мой взгляд, можно назвать незнание потребителями его возможностей.
Юлия Додичева
руководител по развитию сети отделений филиала "Санкт-Петербургский" АО "Альфа-Банк"