Основатель "ЕвроАвто" Игорь Комолов рассказал, как потеря 720 млн рублей подтолкнула его полностью перестроить бизнес

Автор фото: Сергей Ермохин
Основатель "ЕвроАвто" Игорь Комолов

Он 12 лет работал инженером–электромехаником на морских судах. Попутно покупал за рубежом машины с дефектами, восстанавливал их и продавал в России. Основатель компании "ЕвроАвто" миллиардер Игорь Комолов поделился с учениками бизнес-клуба "ДП" своим опытом и объяснил молодым предпринимателям, почему стал развивать бизнес по модели франчайзинга.

Ему было 11 лет, когда он почувствовал вкус к предпринимательству. С братом они ходили по пляжу в Сестрорецке и собирали бутылки у отдыхающих, а потом сдавали их. Заработок в день составлял 12 рублей. "Я таким богатым в жизни не был", — иронично вспоминает Комолов. Примерно 24 года назад он начал бизнес с разборки автомобилей и продажи их по частям, став впоследствии крупнейшим петербургским продавцом автозапчастей и основателем сети СТО под брендом "ЕвроАвто".
В 1996 году появились первый автосервис и автогоночная команда "ЕвроАвто", которая принимала участие во многих городских и российских соревнованиях.
Игорь Комолов участвовал вначале в гонках на выживание, затем в трековых и кольцевых гонках. В 2005 году экипаж команды выиграл чемпионат России по авторалли.
В октябре 2015 года случился пожар, который уничтожил складские запасы "ЕвроАвто". Убытки, по словам Игоря Комолова, составили 720 млн рублей. Этот момент стал для предпринимателя переломным. Именно тогда он, чтобы минимизировать риски, окончательно решил развивать бизнес по модели франчайзинга. Сейчас у него нет своих автосервисов и магазинов, он владеет только самим брендом "ЕвроАвто", ПО и сайтом.
Вспоминая прошлое, Комолов признается, что собственнику не всегда надо вмешиваться во все бизнес–процессы, это не дает команде нормально работать и отвечать за результат. Он учел свои ошибки, перестроил бизнес–модель и сейчас выполняет только контролирующую функцию.
Однажды Игорь Комолов увидел в Риге сеть ресторанов LIDO. Он связался с ее владельцем, купил технологию и собирался запустить сеть в Петербурге. Первый ресторан строили полтора года, и бизнесмен пропадал там с утра до вечера. Но бизнес оказался убыточным. "Я сменил шесть управляющих, но результата не достиг. Мне надо было либо браться за управление самому, чего я не мог себе позволить, либо признать поражение", — признается Комолов. Этот опыт он называет одним из самых больших кризисов в его жизни. Больше всего предприниматель любит проектировать. "Я готов этим заниматься бесконечно", — говорит Комолов. Например, сейчас он увлечен своим проектом на Выборгском шоссе, где скоро будет строиться многофункциональный комплекс.
Миллиардер увлекается не только бизнесом, но и литературой. Он сам пишет книги. "Я живу за городом: у меня есть целый час пути до и после работы, чтобы поработать над книгой", — объяснил он.
В финале встречи Игорь признался, что основной источник энергии для него — его дети. Кроме того, он любит читать, играть на фортепиано, петь. Книги, которые привлекли его внимание в последнее время, — "Аристономия" Бориса Акунина и "ГИТЛЕР, Inc." Гвидо Препарата.
Бизнес–клуб" "ДП"
Закрытый клуб для предпринимателей и топ–менеджеров Петербурга. Главная задача клуба — вырастить второе поколение петербургских миллиардеров. Ближайшая встреча состоится 6 июня в 19:00 в редакции "ДП". Гость — Алексей Комаров, управляющий партнер "IT Бизнес Брокер".Тема: "Как продать бизнес".