Лицом не вышел. В Петербурге хотят штрафовать за неправильный цвет окон

Автор фото: Петр Ковалев

Петербургские депутаты предлагают ввести крупные штрафы за нарушение наружного оформления фасадов зданий и установку стеклопакетов, кондиционеров и железных дверей.

Депутаты Законодательного собрания Анастасия Мельникова и Денис Четырбок (оба из "Единой России") разработали поправки к закону "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге". Они хотят дополнить закон штрафами за нарушение колерного бланка, утвержденного Правилами благоустройства территории Петербурга, при замене окон, витрин и дверных конструкций, а также при окраске фасада здания. Гражданам за это придется заплатить 5 тыс. рублей, должностным лицам — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, юридическим лицам — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
"Принятие проекта будет способствовать сохранению целостного архитектурного облика фасадов зданий исторической и современной застройки Петербурга", — сказано в пояснительной записке к документу.
Инициатор проекта, депутат Анастасия Мельникова, называет установку стеклопакетов, кондиционеров и замену исторических дверей на современные в домах в центре Петербурга огромной проблемой для города.

Не вправе уродовать город

"Попробуйте один раз сесть на теплоход и проплыть вдоль набережных Фонтанки, канала Грибоедова, Мойки и посмотрите на фасады зданий. На одном доме может быть не только несколько видов окон разных цветов, но и разная расстекловка. Нам эти дома сохранили в блокаду, а люди, которые сейчас покупают в них квартиры, считают, что они цари жизни и могут творить все что хотят. Стройте себе за те же деньги домик где-нибудь в лесу, ставьте там любые окна. Если у человека есть деньги на то, чтобы поставить кондиционер, он может доплатить и протянуть кабель во двор, чтобы основной блок не был виден с фасада. Это сумма, несравнимая со стоимостью самого кондиционера. Я убеждена, что мы живем в самом красивом городе мира и не имеем права его уродовать", — говорит Анастасия Мельникова.
Правила благоустройства территории Петербурга были приняты в начале 2017 года. Они предусматривают использование колерного бланка для окраски фасадов в традиционные для города цвета. КГА рекомендовано 40 пастельных оттенков голубого, серого, бежевого, розового и коричневого цветов.

Штрафы не взыскать

Координатор движения "Красивый Петербург" Красимир Врански отмечает, что штрафы за незаконную установку кондиционеров, стеклопакетов, пробивку новых оконных и дверных проемов есть и сейчас.  Но они мизерные — 2 тыс. рублей для физлиц, и добиться их взыскания очень сложно.
"Процедура взимания этих штрафов сложная. Нужны выездные проверки инспекции с участием сотрудников жилкомсервиса, районной администрации, представителей КГА и КГИОП. Они должны составить акт, выписать постановление и направить его нарушителю. Срок давности привлечения к административной ответственности — всего 2 месяца, за это время чиновники не успевают оформить документы. Нужно не придумывать новые штрафы, а радикально упростить процедуру их взимания. Еще важно, чтобы в законе было требование по устранению нарушений и возможность многократно выписывать штрафы, пока фасад не приведут в порядок. Пока людей не накажут рублем, они думают, что могут делать все что угодно", — считает Красимир Врански.

Стекольный бунт

Попытки заставить горожан согласовывать с властями замену окон предпринимались еще во время губернаторского срока Валентины Матвиенко. В 2006 году были приняты "Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений", которые обязали жителей города согласовывать с КГА установку стеклопакетов, остекление балконов, установку спутниковых антенн и кондиционеров. Документ не принимали всерьез и массово игнорировали до 2009 года, когда петербуржцы начали получать от своих жилищно–эксплуатационных организаций уведомления о необходимости согласования замены деревянных рам на стеклопакеты. Нарушителей ставили перед выбором: демонтировать окна за свой счет или согласовать в КГА. Недовольство жителей, уже потратившихся на новые окна, было таким бурным и массовым, что чиновникам пришлось пойти на попятную.