ВШЭ и ЦСР разработали проект реформы образования за 8 трлн рублей

Автор фото: Коньков Сергей
Председатель совета фонда Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.
Проект реформы образования, разработанный Высшей школой экономики (ВШЭ) и Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, представлен в докладе "12 решений для нового образования". Об этом сообщает 5 апреля РБК, ссылаясь на документ. Его подготовкой руководили ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и научный руководитель Института образования ВШЭ. Запрос на реформу образования ранее был сформулирован в обращении президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию.
По подсчетам издания, полная реализация предложений ВШЭ и ЦСР обойдется в 8,3 трлн рублей за 6 лет, учитывая бюджетное и внебюджетное финансирование. В качестве оптимального сценария предлагается вариант доведения бюджетного финансирования образования к 2024 году до 4,8% ВВП. В базовом сценарии бюджетные расходы на образование оценены в 4,4% ВВП, а сценарий с финансированием на уровне 4,0% ВВП (это ниже, чем было в 2012 году) назван инерционным и ставящим под сомнение технологическую самостоятельность России.
Авторы программы выделили в системе дошкольного образования этап раннего развития — до 3 лет. Этот этап предполагает ежемесячное наблюдение за развитием ребенка и консультации специалистов для родителей. При реализации этой методики снизится процент неподготовленных к школе детей. По прогнозам авторов проекта реформы, к 2024 году доля неготовых к обучению детей может сократиться на 20%, а к 2030 году — вдвое. Цена вопроса — 296 млрд рублей.
Авторы оценивают переход школ на новые образовательные технологии в 466 млрд рублей. Сюда относится внедрение цифровых учебно-методических комплексов, заменяющих учебники, с 2023 года, а также добавление в процесс обучения цифровых игр и симуляторов с 2020 года.
Модернизация инфраструктуры образовательных учреждений (подключение всех школ к Интернету, создание ежегодно 70 тыс. мест в дошкольных учреждениях, ремонт 5 тыс. школ и минимум 12,5 тыс. школьных автобусов) оценивается в 2 трлн рублей.
Расходы на реализацию равных возможностей обучения по программе могут превысить 1,3 трлн рублей. Авторы имеют в виду запуск адресных программ образовательной поддержки бедных семей, социальные стипендии нуждающимся (80% от регионального прожиточного минимума) и возможность пройти годичную программу подготовки к школе.
Для создания сети колледжей опережающей подготовки в области высоких технологий авторы предлагают открыть 55 новых детских технопарков "Кванториум" за 412 млрд рублей. Поддержку талантливых детей должно обеспечить создание 40 новых центров по модели сочинского "Сириуса" с трехнедельным обучением 4,8 тыс. школьников в год. Для лучших специалистов предлагается ввести субсидирование 100% ставки по ипотеке. Эти статьи расходов оценивают в 880 млрд рублей. Превращение вузов в региональные центры инноваций с грантовой системой поддержки авторы доклада оценили в 392 млрд рублей, а развитие рынка непрерывного образования — в 601 млрд рублей (эта сумма включает в себя открытие 200 центров для взрослых на базе вузов и колледжей).