03:2522 марта 201803:25
873просмотров
03:2522 марта 2018
Алексей Гущин, заместитель начальника отдела контроля федеральной контрактной системы УФАС по Петербургу:
Профессиональные жалобщики — это целый институт, который сформировался после принятия закона о закупках. Это компании, которые поставили подачу жалоб на поток и главный доход извлекают из шантажа заказчиков и предполагаемых победителей торгов.
Увы, эффективных механизмов борьбы с такими лицами нет, поскольку предъявить им можно лишь очень слабые административные составы, а подать жалобу в соответствии с законом может любое физическое лицо.
Читайте также:
Круглый стол
Госконтракты: риск и выгоды строителей
Как с этим бороться? Очень просто. Надо, чтобы заказчики безупречно готовили документацию. Ведь многие жалобы действительно подаются с одной целью — сорвать торги. Такие компании, как "Недра Сибири", "Профит+", — они жалуются по всей России. В каждой документации можно найти ошибки — вопрос в их критичности. Поэтому бороться надо только профессионализмом.
Многие заказчики отдают подготовку документов специализированным организациям, но те тоже допускают огрехи. Поэтому я призываю всех брать документы в свои руки и составлять их предельно просто и понятно.
Со своей стороны Санкт–Петербургское УФАС с 1 февраля начало бороться с такими жалобщиками по–своему. Мы проводим внеплановые проверки по каждой отозванной жалобе. Таким образом, у заказчика теряется стимул договариваться с шантажистом: проверка все равно будет. Но выводы об успешности такого подхода пока делать рано.
Олег Зотов, начальник ГАТИ:
Когда я в 2013 году был назначен на свою должность, в инспекции постоянно толпились люди, десятки людей все время пытались решать свои проблемы. Сейчас у нас пустота и тишина. Мы создали систему электронного взаимодействия, которая позволяет нам решать все вопросы онлайн.
Впрочем, проблем много и сегодня. Они касаются в первую очередь отношения бизнеса к простым и понятным требованиям к тому, как содержать участок, где ведутся земляные и ремонтные работы, как должна выглядеть стройплощадка. Если несколько лет назад мы пытались убедить бизнесменов нормально оформлять разрешительную документацию, то сегодня по многим отраслям эта проблема отпала. Сейчас мы добиваемся от бизнеса уважительного отношения к горожанам, которое выражается в неукоснительном соблюдении требований к содержанию строительных площадок. Иногда у меня ощущение, будто бизнесмены живут в каком–то другом городе и ездят по другим улицам — не по тем, которые ими перекрываются. Хотя есть и позитив: все больше объектов, которые мы проверяем и не находим нарушений.
Алексей Масальский, начальник технического управления АО "ПО Возрождение":
Мы, как один из крупнейших участников рынка дорожного строительства Петербурга, конечно, стараемся не нарушать, но, если где–то нарушили, понимаем, что в ГАТИ ходить бесполезно. Есть темпы производства, есть графики, есть штрафные санкции за срыв сроков. И порой мы четко понимаем: за срыв контракта нам грозит штраф 6 млн рублей, а за нарушение условий ордера ГАТИ — в 100 раз меньше.
Алексей Суслов, руководитель подразделения по работе с бизнесом филиала МИнБанка в Петербурге:
Наш банк успешно и уже длительный период времени работает на рынке банковских гарантий в рамках исполнения госзаказа. Мы предлагаем весь спектр используемых в этом направлении банковских гарантий: гарантии обеспечения участия, возврата аванса, исполнения контракта, гарантийных обязательств и так далее. При этом отличительной особенностью МИнБанка можно назвать гибкость в предоставлении гарантий под индивидуальные требования как принципала, так и бенефициара. Банк обладает экспертизой и компетенциями в разных отраслях экономики, что позволяет объективно оценить риски всех сторон сделки. В 2017 году были успешно внедрены беззалоговые банковские гарантии для промышленных и торговых предприятий, условия программ корректируются и дополняются под текущие потребности бизнеса.
Активная работа ведется в части предоставления банковских онлайн–гарантий: клиент может получить их без посещения банка, весь документооборот происходит в Сети. Выпуск гарантий производится за 3 часа, нет обязательств к обеспечению, открытию счета и переводу оборотов. Также мы даем краткосрочные кредиты нашим клиентам для внесения обеспечительных платежей для участия в тендерах.
Актуальными вопросами являются инструменты минимизации рисков. Например, взаимодействие служб технадзора за исполнением контракта с банком для определения рисков недобросовестной работы со стороны исполнителя, а также механизмы досрочного расторжения договоров исполнения без предъявления гарантии в банк, при выявлении существенных факторов риска неисполнения со стороны исполнителя.