Учителя литературы, методисты и преподаватели высших учебных заведений выступили против новых образовательных стандартов для школьной программы по литературе. Об этом говорится в открытом письме, опубликованном на сайте Гильдии словесников.
Как заявляют педагоги, нововведения, подготовленные Министерством образования и науки, "перечеркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия". По их мнению, новые правила исключают вариативность составления программ и "попирают основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам".
В частности, педагоги считают, что документ Минобрнауки грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до шестого класса.
"Приняв новый стандарт, Министерство образования дает право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений. Прочитать и обсудить на уроках все включенные в программу тексты вдумчиво и качественно невозможно", — говорится в письме.
Сегодня министерство проведет заседание совета по стандартам, на котором планируется утвердить новые нормы. В частности, они предусматривают, что школьники должны будут изучить 235 произведений за 5 лет.
Учителя также заявили, что им непонятны мотивы выбора тех или иных текстов. По их мнению, педагог должен иметь возможность корректировать список литературы, исходя из возрастных и психоэмоциональных отличий школьников, как это позволяет действующая программа. Единый жесткий список, по мнению преподавателей, "подавляет мотивацию к чтению, противоречит современным требованиям выявления и развития детской одаренности".
Кроме того, учителя обратили внимание на то, что новые правила могут вызвать конфликт интересов лиц, являющихся составителями учебников, программ итоговой аттестации и образовательных стандартов одновременно.
Сегодня министерство проведет заседание совета по стандартам, на котором планируется утвердить новые нормы. В частности, они предусматривают, что школьники должны будут изучить 235 произведений за 5 лет. Как утверждают авторы письма, недостатки новой программы не раз становились предметом общественных обсуждений, однако "мнение профессионального сообщества составителями документа не учитывалось". Педагоги называют проект стандарта непрофессиональным, содержащим множество ошибок и противоречий. Подпись под письмом поставили 87 учителей литературы.