Амера Карлос Все статьи автора
14 марта 2018, 23:33 54

Финансовый урок

"ДП" узнал у петербургских бизнесменов, учат ли они своих детей разбираться в финансовых инструментах.

Тринадцатилетняя Кира с ярко выраженными гуманитарными способностями пишет стихи и сочиняет рассказы, но при этом уже в 3 года освоила скороговорку "хеджирование валютных свопов на длинных фьючерсах" и сейчас несколько часов в неделю решает с папой математические задачи повышенной сложности. Двенадцатилетний Лука выбирает с папой лучшее предложение среди банков, чтобы инвестировать семейный миллион рублей. Этих детей объединяет одно: их родители — успешные бизнесмены, которые уже с подросткового возраста обучают детей разбираться в финансовых вопросах. Как же это происходит?

Про фьючерсы и опционы

Петербургский бизнесмен, совладелец федеральной сети "220 Вольт" Алексей Федоров свою тринадцатилетнюю дочь Киру основным финансовым терминам обучил чуть ли не с пеленок. "Все финансовые термины она знает, но, конечно, еще их не осознает, да пока и не надо. Главное в этом возрасте, чтобы эти понятия были у нее в вокабулярии", — говорит он.

Дмитрий Костыгин, совладелец "Юлмарта", "Рив Гош", "Улыбки радуги" и других компаний, имеет пять несовершеннолетних детей. Бизнесмен считает, что уже лет с двенадцати (именно столько его старшему сыну) можно и нужно знакомить детей с различными финансовыми инструментами. Начиная, естественно, с самых низкорискованных.

Бизнесмены уверены, что, какой бы ребенок ни был — ярко выраженный гуманитарий или технарь, главное, что надо дать ему, — знание математики. Россияне патологически финансово безграмотные, не потому, что не знают термины, а потому, что не могут посчитать сложные проценты, оплачивая кредитные платежи. "Я сам со своей дочкой Кирой занимаюсь математикой, мы раз в 2 дня садимся и решаем сложные задачи. И для меня главной наградой является ее фраза: "Мы, папа, реально круто решили эту задачу". В результате чистый гуманитарий в уме считает очень сложные истории", — говорит Алексей Федоров.

Совладелец компьютерной сети DNS Дмитрий Алексеев также считает, что математика — это самое главное. "Я особо не учу детей финансовой грамотности, я учу математике и программированию, а обращение с деньгами — это элементарная математика", — говорит ретейлер.

Дети основного владельца ГК "Рики" (ТМ "Смешарики") Ильи Попова начали интересоваться бизнесом их отца в 7–8 лет, и с каждым годом их интерес только растет.

По мнению бизнесмена, говорить с ребенком о том, что такое деньги, откуда они берутся, и даже о том, как устроена экономика, стоит непосредственно с момента появления интереса к этим вопросам. С другой стороны, полезно вызывать у ребенка интерес к этой теме, и прекрасно, когда дети с малых лет понимают, что такое предпринимательство и бизнес.

Но и перекармливать этой информацией не нужно, считает Илья Попов.

Учат в школе

"Если бы я был министром образования, я ввел бы в школах два предмета: финансовая грамотность и основы коммуникации между людьми, на котором школьники будут изучать отношения между мужчиной и женщиной, им будут пояснять, когда надо делиться чем–то своим, когда нет, надо ли помогать другим людям, если у тебя много денег, и в каких случаях и так далее", — говорит основатель сети Sela, владелец Grondard и совладелец "Капитал Полиса" Аркадий Пекаревский.

Со старшими детьми, когда им было по 16–17 лет, Аркадий Пекаревский договорился о том, что они идут работать и на каждый заработанный рубль получают дополнительно один или два в зависимости от ситуации или возраста. "Но про бюджет я детям говорю одну ключевую вещь: твои доходы всегда должны быть больше, чем расходы. Жить надо по потребностям. Это золотое правило, которое надо соблюдать", — говорит бизнесмен.

Кстати, в феврале аналитический центр "НАФИ" опубликовал результаты исследования, согласно которым лишь 52% россиян хорошо понимают параметры финансовых продуктов, a 81% представителей финансовых организаций считают, что параметры финансовых продуктов и услуг ясны для пользователей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама