Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина поддержал идею Минфина отменить валютный контроль в России. Эксперты ЦСР подготовили реформу валютного регулирования и валютного контроля России.
"Действующее в России валютное регулирование уходит корнями еще в советский период, когда государство имело исключительное право на совершение операций с валютными ценностями. Сегодня, несмотря на частичную либерализацию валютного регулирования и контроля, в России по-прежнему сохраняются существенные ограничения", — указывают эксперты ЦСР.
Они отмечают, что в российском законе прописаны два наиболее серьезных валютных ограничения, которые не действуют в развитых странах и создают проблемы для граждан и компаний России.
Первым таким ограничением эксперты ЦСР считают требование репатриации валютной выручки. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны возвращать в уполномоченные банки в России средства, получение которых предусмотрено внешнеэкономическими договорами. По мнению экспертов, требование снижает конкурентоспособность российского бизнеса по сравнению с корпорациями стран — членов ОЭСР.
Вторым основным ограничением эксперты считают закрытый перечень операций по зарубежным счетам. Они отмечают, что перечень разрешенных операций достаточно узок. "Это сильно затрудняет использование зарубежных счетов российскими компаниями и гражданами. Вместе с тем органы и агенты валютного контроля не имеют реальной возможности контролировать соблюдение ограничений по зарубежным счетам в условиях отсутствия действенных инструментов международного обмена информацией", — говорится в докладе.
Эксперты ЦСР подготовили предложения о том, как исправить ситуацию. Они предлагают на первом этапе устранить ключевые барьеры валютного регулирования. Для этого они считают нужным:
1. Разработать поправки в законодательство, направленные на отмену требования репатриации и установление открытого режима использования зарубежных счетов.
2. Подготовить предложения, направленные на устранение запрета на валютные операции между резидентами с установлением запрета в ГК РФ на использование иностранной валюты в качестве платежного средства на территории РФ.
3. Для обеспечения безопасности трансграничного движения капитала дополнить перечень необычных сделок в приказе Росфинмониторинга №103 "Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок". В частности, включить в него случаи, когда отгруженный товар соответствует определению товара с "повышенным риском отмывания денег".
4. Развивать информационное взаимодействие таможенных органов и подразделений финансовой разведки внутри страны – оперативно обмениваться информацией в случае подозрений о правонарушениях и создавать условия взаимного доступа к информационным базам ФТС и Росфинмониторинга.
5. Подготовить предложения, направленные на перенос норм об уведомлении и отчетности по зарубежным счетам в НК РФ для целей налогового контроля (для налоговых резидентов) аналогично странам — членам ОЭСР.
На втором этапе эксперты считают необходимым в 2019-2020 годах отменить требование подачи отчетности лицами, счета которых находятся в странах автоматического обмена информацией с Россией. Также предлагается полностью отказаться от ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", перенеся необходимый понятийный аппарат в другое законодательство.
"Предлагаемая трансформация валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах, что приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности в России", — заключают эксперты.
Минфин уже готовит законопроект о либерализации валютного контроля, который предполагает полную отмену требований о репатриации валютной выручки в РФ. Ведомство считает эту норму отжившей и бессмысленной. Однако позиция Центробанка по этому вопросу другая. По мнению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, систему контроля за потоками капитала в РФ нельзя отменить сразу.
"Невозвращение денежных средств по внешнеэкономическим сделкам представляет общественную опасность, свойственную преступлениям, только когда денежный перевод осуществляется при фактическом отсутствии сделки, на которую резидент ссылается при совершении валютной операции", — указывают в ЦСР. По данным экспертов, отмывание денег происходит за счет предоставления недостоверных данных о цене, количестве и качестве товаров, к примеру, путем завышения или занижения стоимости контрактов. "Именно такие случаи и должны выявляться в рамках механизмов противодействия отмыванию денежных средств, полученных преступным путем", — заявляют в ЦСР.