Биткоины не могут быть деньгами. Финансист Яков Марков о конце бума криптовалют

Бывший инженер–ракетчик Яков Марков четверть века назад стал финансистом. За эти годы он выучил множество студентов–финансистов, а также создал вместе с партнерами группу компаний "Доходъ" и возглавил одну из них, ИК "Доходъ", с активами более 5,8 млрд рублей. В интервью "ДП" он рассказал о психологии инвесторов, настоящем и будущем криптовалют, роли искусственного интеллекта на бирже и в жизни человечества.

Индекс Мосбиржи находится у исторического максимума. По вашей оценке, насколько благоприятна сейчас ситуация для привлечения инвесторов на российский фондовый рынок?

— Для привлечения инвесторов на российский фондовый рынок ситуация благоприятна всегда. По той простой причине, что наш рынок сильно недооценен. По сравнению с аналогичными компаниями из развитых стран наши стоят в несколько раз дешевле.
Взять, к примеру, "Сургутнефтегаз", стоимость которого меньше, чем объем денег на его счетах. Если рассматривать достаточно длительный период, то рост рублевой стоимости акций, купленных сейчас, точно превзойдет инфляцию.

Стремится ли ваша компания увеличить свою долю на рынке или сейчас не время для этого?

— Мы разрабатываем несколько систем для наших клиентов, в том числе робоэдвайзинг. Недавно мы разработали новую стратегию, которая заключается в создании специальных портфелей, оптимальных для различных категорий инвесторов, за которыми они могут следовать. Портфели разработаны на основе многолетнего анализа как нашего, так и мировых рынков.
Потенциальные клиенты сначала проходят анкетирование, в ходе которого мы выясняем, чего каждый из них ждет от вложений в ценные бумаги. В соответствии с результатами интервью наша автоматизированная система готовит инвестору портфель.

Растет ли у вас количество брокерских счетов и объем активов на них?

— Динамика положительная, но мы надеемся, что она станет еще лучше. Рассчитываем на рост около 15% в 2018 году. В предыдущие годы прирост числа клиентов был от 1 до 5%.

Многие годы инвестиционные компании жаловались, что потенциальных инвесторов перехватывают форекс–компании с их агрессивной рекламой. Сейчас Банк России ввел ограничения на рекламу форекс–дилеров, но появились "завлекалы" на рынок криптовалют. Как вы думаете, настанет ли когда–нибудь время, когда большинство людей будут начинать знакомство с финансовыми рынками с консервативных инструментов, а не с погони за сверхдоходами?

— С психологией невозможно бороться. Человек всегда хочет быстро и много заработать. Но, после того как он получает отрицательный опыт, а другого опыта при таком подходе не может быть, он уже начинает приходить в себя и понимает, что вкладывать нужно туда, где есть какие–то гарантии безопасности.

Один из моих знакомых, молодой человек из США, рассказывал, что в его семье предыдущие поколения инвестировали в ценные бумаги и он тоже, приехав работать в Россию, стал инвестировать, причем начал с государственных облигаций, ОФЗ.

— В нашей стране неоткуда взяться таким молодым инвесторам, у которых в роду несколько поколений инвестировали, потому что у нас только ныне живущее поколение получило возможность покупать ценные бумаги. У нас только сейчас взрослеет второе поколение, которое от родителей слышало о финансовых пирамидах вроде МММ. Наверное, нужно, чтобы сменилось несколько поколений инвесторов, чтобы молодежь впитывала их опыт с детства.
А пока люди слышат с экранов телевизоров и читают в Интернете про биткоины, которые приносят сверхдоходы, им тяжело не пойти туда. Сейчас этот рынок остужается, потому что в экономике так не бывает, чтобы много людей одновременно помногу зарабатывали. Такие доходности, которые давали криптовалюты в 2017 году, можно получить только случайно. Кому–то повезло купить их дешево и продать дорого, но таких людей было мало. Их и не могло быть много — таковы законы экономики.

Я слышал легенду, что несколько лет назад вы советовали своим студентам обратить внимание на биткоины. Кто–либо из них последовал вашему совету? Удалось ли кому–то из них заработать значимую сумму на криптовалютах?

— Это вовсе не легенда, так и было на самом деле. Недавно я чисто случайно встретился со своими выпускниками. Они рассказали мне, что у них была встреча, на которой все очень сетовали, что не купили биткоины, когда я о них говорил. Никто не купил. Их ведь очень сложно купить. Официальных и доступных каналов для таких сделок нет до сих пор.

Но для вас это ведь не было сложно. Вы–то сумели заработать на криптобуме?

— Мы в компании немного занимались майнингом биткоинов. Просто ради эксперимента, чтобы понять, как это работает. Но мы не стали их продавать, так что нет, не заработали.
Мы сделали вывод, что схема майнинга биткоина очень напоминает финансовую пирамиду. Вы покупаете оборудование, зарабатываете на нем деньги, которые дают возможность окупить это оборудование. Но, чтобы продолжать зарабатывать, вам надо покупать более мощное оборудование. Старое очень быстро начинает отставать от конкурентов, потому что майнинг требует все более и более сложных вычислений.

Как вы думаете, сколько времени еще продолжится бум криптовалют?

— Это непредсказуемо. Но понятно, что с точки зрения современной экономики криптовалюты не могут быть деньгами. По той же причине, что и золото не может выполнять функцию денег, потому что оно само по себе растет в цене. Золотые монеты не нужно никуда вкладывать. Вы можете просто подождать и на эти монеты купить больше, чем раньше. Только представьте, что у вас есть рубль, который через год будет стоить 1,1 рубля, а через два — 1,21 рубля. Захотите ли вы вкладывать такой рубль куда–либо? Зачем? А вот если ваш рубль через год будет стоить 90 копеек, а еще через год — 80 копеек, тогда вы станете думать, как спасти свои сбережения. Растущая денежная единица перестает быть средством платежа, она становится средством сбережения и вымывается из обращения.
То же самое с биткоином. Почему он стал так резко дорожать? Да потому, что никто не хотел его продавать. К сожалению, только деньги, которые подвержены инфляции, стимулируют людей их тратить и инвестировать.

В конце прошлого года искусственный интеллект AlphaZero, созданный одной из дочерних компаний Google, вчистую выиграл в шахматы у сильнейшей до сих пор программы Stockfish, использующей достижения человеческого разума — библиотеку партий, сыгранных людьми. До этого подобный искусственный интеллект обыгрывал чемпионов в игру го. "ДП" несколько лет назад писал о разработках вашей компании в применении искусственного интеллекта на бирже. Каковы ваши достижения в этой области на сегодня?

— Я давно занимаюсь нейронными сетями, их разработкой и применением. Чтобы они эффективно работали, нужны очень высокопроизводительные компьютеры. На обычном железе вы не сделаете сеть, которая даст очень хорошие показатели. Кроме того, называть искусственным интеллектом программу, которая представляет собой систему алгебраических уравнений и нелинейного их преобразователя, — это довольно забавно. А все нейронные сети устроены именно так, просто в более сложных сетях больше слоев, и они требуют более глубокого обучения. Но это не интеллект. Это просто программы для решения определенных задач. Программа, играющая в го, больше ничем не может быть вам полезна. Для любого другого дела ее надо конкретно обучить этому делу. Причем ей нужно будет дать исчерпывающие данные для решения новой задачи.
Наши нейронные сети показывают хорошие результаты, но только на более–менее стабильном рынке. Когда рынок меняется, их надо переучивать.

Видимо, алгоритмы пока не способны действовать эффективно в условиях, когда правила постоянно меняются. Но, может быть, они когда–нибудь усовершенствуются настолько, что белковым инвесторам вообще нечего будет делать на бирже, оптимальные инвестиционные решения будут принимать исключительно роботы?

— Да, программа быстро превосходит человека, если действует по жестким правилам. Правила шахмат заданы жестко, го — тоже. А на бирже жестких правил нет. Даже на очень мощном компьютере нейросеть может прибыльно торговать только в течение ограниченного времени. Рынок меняется регулярно, и я не представляю, насколько сложной должна быть структура программы, чтобы она вовремя понимала, что рынок изменился.
У нас есть программа, которая занимается анализом данных, непрерывно поступающих с Reuters. Она по финансовым результатам компаний выявляет, какие из них недооценены, а какие переоценены. Но эта информация важна, только если вы инвестируете на несколько лет. В краткосрочных сделках она никак помочь не может, потому что хорошие финансовые результаты не обязательно приводят к росту акций компании. Они могут даже привести к падению, если кому–то покажется, что они недостаточно хороши. А плохие результаты для кого–то будут недостаточно плохи.
Объявление байбэка (от англ. buy back — обратный выкуп ценных бумаг. — Ред.) почти всегда приводит к росту стоимости компании. Но объем денег, которыми можно отыграть это повышение котировок, обычно невелик, потому что объем российского фондового рынка в принципе очень мал. Вы купите, цена повысится, а потом все решат, что акции слишком высоко поднялись после этой новости, и цена упадет ниже, чем была при вашей покупке.
Фондовый рынок отличается тем, что не является рациональным. Многие думают, что он рационален, а это не так. Компания, которая уже стоит дорого по фундаментальным показателям, часто продолжает дорожать, а дешевая компания может оставаться дешевой годами. Если вернуться к биткоину, прошлогодний взлет его котировок с $10 тыс. до $20 тыс. был полностью иррационален. Это движение было связано с огромным количеством пришедших на этот рынок инвесторов.

Если вернуться к биткоину, то мне и предыдущее его движение, до $10 тыс., казалось иррациональным. Он ведь не имеет никакой стоимости по фундаментальному анализу. На каком основании вы рекомендовали своим студентам покупать его?

— Все дело в том, что уже тогда, в 2013 году, было понятно, что он пройдет через стадию иррационального роста, как любое важное нововведение. Будущий ажиотажный рост был предсказуем. Неясно было только, где он остановится.
О персоне
Яков" Марков
Родился в 1947 году в Ленинграде. В 1972 году окончил Ленинградский механический институт (ЛМИ), в 1976 году — математико–механический факультет Ленинградского государственного университета. В 1995 году — Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров при Санкт–Петербургском университете экономики и финансов. С 1967 по 1985 год прошел путь от лаборанта до старшего научно–технического сотрудника на кафедре прикладной механики ЛМИ. Является автором более 30 закрытых научных публикаций, специалист в области ракетного вооружения, кандидат технических наук. С 1993 года — генеральный директор ИК "Доходъ". Профессор, заведующий кафедрой ценных бумаг и инвестиций, член Ученого совета Международного банковского института.
О компании
Инвестиционная" компания "Доходъ", АО Создана в 1993 году как инвестиционная компания "Нева–Инвест". С июля 2007 года получила новое название — ИК "Доходъ". Выручка за 2017 год — 84,18 млн рублей (на 37% больше, чем в 2016 году). Активы с учетом активов на счетах клиентов на 31 декабря 2017 года — 5,82 млрд рублей (на 31 декабря 2016 года — 3,5 млрд рублей). Размер собственных средств на 31 декабря 2017 года — 106 млн рублей. Число клиентов на брокерском обслуживании на 1 февраля 2018 года превышало 1000 человек. Сумма активов на счетах клиентов на 1 февраля 2018 года — 3 млрд рублей. Основным акционером ИК "Доходъ" с долей 98% является Яков Марков.