Дроны на улицах: эксперт Сергей Дерябин о том, когда по России проедет авто-беспилотник

Власти Калифорнии одобрили изменения в правила дорожного движения в штате. Теперь в Калифорнии допускается эксплуатация автомобилей без водителей и под удаленным контролем оператора. Разрешения могут начать выдавать уже 2 апреля, пишут "Ведомости".

Сергей Дерябин, компания "Гуманитарные технологии управления":
Беспилотные автомобили уже давно стали обыденными и не поражают воображение.
Это, по сути, компьютер на колесах, который управляется с помощью лидара (Light Identification Detection and Ranging), делающего миллионы замеров в секунду на 360 градусов вокруг. Он может уверенно отличить движущийся объект, например, человека или животное, от строения, дерева или стоящего на обочине автомобиля. В ноябре прошлого года Илон Маск представил миру уже не легковой автомобиль, а беспилотную фуру. Эти технологии сейчас очень динамично развиваются, и есть три основных тренда: от двигателя внутреннего сгорания к электромобилю; от человека за рулем к компьютеру за рулем и от автомобиля в собственности к автомобилю-сервису. Многие серьезные компании в мире, причем не только производители автомобилей, но и, например, Google активно инвестируют в развитие этих технологий. В России практически нет серьезных наработок в области беспилотных автомобилей и роевого интеллекта, который будет лежать в основе движения большого количества беспилотных автомобилей или, скажем, дронов. Поэтому ожидать скорого появления на улицах наших городов авто без водителя не приходится. По моей оценке, это может произойти не ранее чем через 10-15 лет, когда, и если мы сможем не только создать или позаимствовать подобные технологии и протестировать их в нашей реальности, но и перейти к промышленному производству таких автомобилей.
При этом, как известно, российские реалии и в части дорожной инфраструктуры, природных условий, и в части законодательства, и в части готовности общества к подобным инновациям, существенно отличаются от тех, которые мы наблюдаем в Аризоне, Неваде или Калифорнии. Кроме того, необходимо помнить о том, что появление беспилотных автомобилей ставит массу этических вопросов! Например, как должен поступить робот-автомобиль если на дорогу выскочил ребенок — сворачивать в кювет с риском для жизни пассажиров или сбить ребенка? Или – пассажир спешит и дает команду машине «обгон», она превышает скорость и совершает аварию. Кто виноват? Здесь же множество вопросов по страхованию таких случаев. Что будет являться предметом страхового договора? Кто будет выступать его субъектом – компания-производитель, искусственный интеллект, управляющий беспилотным автомобилем, пассажир…? Пока в этой теме больше очень серьезных вопросов, чем готовых ответов. Поэтому еще очень нескоро мы увидим в нашей стране бесплотный автомобиль, уступающий дорогу пешеходу.