"Форма дебильная": о чем получился предвыборный ролик "про гея"

Самый горячий ролик последних дней, посвященный выборам-2018, не так прост, как показалось с ходу: кому здесь показывают "фигу в кармане", еще большой вопрос.

Вирусный ролик про "гея на передержке", который уже второй день обсуждают в соцсетях, большинство, судя по всему, приняло за чистую монету, что неудивительно: видео выдержано в том стиле скабрезных шуток, которые не чужды президенту, и рифмуется с серией пошлых роликов 2012 года, где тема участия в выборах молодых девушек подавалась в контексте лишения девственности.
Но если в тех роликах указание на Владимира Путина был прямым, то сейчас на самом деле ничто в ролике не указывает на то, что он исходит из окружения Путина. Мы можем об этом догадываться по общей стилистике, но не можем быть уверены в том, что это не искусная подделка. В каком-то смысле, конечно, и это тоже выдает заказчика, ведь известно, что основная идея кампании-2018 — в том, чтобы агитировать не за кандидата от власти, а как бы за то, чтобы люди просто приходили на выборы, их "правильное" голосование только подразумевается.
"Гей на передержке" кажется ложной уликой, оставляемой на месте происшествия для того, чтобы запутать следствие, — это какая-то уж очень нарочитая "визитка Яроша". На нее направлено возмущение блогеров, а за кадром остается все остальное, а именно эти эпизоды значат куда больше. Не один только гей пугает главного героя ролика: мы видим, что он не хочет "забирания в армию", не хочет идеологического воспитания школьников, причем любого — в одежде его сына-школьника черная рубашка сочетается с красным галстуком, герой называет это "дебильной формой", — не хочет бытовых ограничений, ведь ограничение посещений туалета есть прямое указание на коммуналки.
Такое эклектичное перемешивание страхов перед советским прошлым (коммуналки, пионерия), 1990-ми (РНЕ, дедовщина в армии, гиперинфляция) и нулевыми (распространение гомосексуализма и тот же рост цен) — вероятно, попытка достучаться хоть до какого-нибудь из сокровенных опасений мещанина. Не хватает разве что дефицита, крестного хода и энкавэдэшников — видимо, хронометраж не позволил. Однако в последнее время государственная патриотическая пропаганда такова, что бояться ни армии, ни школьной идеологии вроде бы больше не нужно; напротив, официально государство движется именно в этом направлении, создавая, например "Юнармию".
Нельзя создавать "Юнармию" и одновременно пугать ею. В той картине мира, которую создает сегодня телевидение, герой ролика должен бы был в первых рядах записываться в армию, чтобы повоевать с терроризмом на дальних подступах, и лично повязывать сыну на шею красный галстук. Если перед нами продукт путинских политтехнологов, то это роспись пропаганды в бессилии и создании ложных иллюзий. Если, по их мнению, человек должен бояться того, что считается на сегодня достижениями, то зачем такие достижения и есть ли они? Всё в ролике, кроме гея — слишком карикатурного, чтобы воспринимать его всерьез как угрозу, — скорее уж путинская Россия будущего, чем непутинская, и похоже, что это страхи не столько избирателя, сколько самих авторов ролика.