Фото: Вдовин Сергей

Что позволило российскому рынку лизинга вырасти в 2017 году в 1,5 раза

Рынок лизинга в России за прошлый год вырос на 48% за счет эффекта отложенного спроса, снижения ставок и госпрограмм. В 2018 году игроки ждут замедления темпов роста.

Российский рынок лизинга по объему нового бизнеса за 2017 год вырос на 48% по сравнению с 2016 годом, до 1,1 трлн рублей, свидетельствуют предварительные данные исследования рейтингового агентства "Эксперт РА" и Объединенной лизинговой ассоциации. Объем лизингового портфеля у российских участников рынка на 1 января 2018 года достиг 3,4 трлн рублей.

Фонд развития промышленности аккредитовал "Балтийский лизинг" для реализации проектов на сотни миллионов рублей

Фонд развития промышленности аккредитовал "Балтийский лизинг" для реализации проектов на сотни миллионов рублей

993
Александр Сологуб

Все опрошенные "ДП" компании рассказали о значительном росте показателей. Объем нового бизнеса (стоимость переданного в лизинг имущества без НДС) компании "Балтийский лизинг" превысил 34,5 млрд рублей, что на 44% больше итоговых показателей 2016 года.

"Интерлизинг" отчитался о росте нового бизнеса за 2017 год в целом по РФ на 67%, до 11,7 млрд рублей. Объем нового бизнеса в компании "Альянс–Лизинг" вырос на 61%, до 3,02 млрд рублей.Прирост аналогичного показателя у "ВТБ Лизинг" за год составил около 30%.

Спрос вернулся

Основной причиной подъема представители рынка называют восстановление спроса. "Мы можем говорить о восстановлении спроса до уровня, превышающего докризисный. Многие предприниматели сейчас стараются запускать те проекты, реализация которых еще пару лет назад была сопряжена с определенными рисками. А сегодня у бизнеса уже больше возможностей и простора для действий", — считает Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг".

Помимо эффекта отложенного спроса росту рынка способствовалиснижение ключевой ставки Центробанка РФ и последующее за этим снижение стоимости кредитов, стабилизация рубля, поддержка государства в виде субсидий, говориткоммерческий директор компании "Интерлизинг" Сергей Жарков.

"Во второй половине прошлого года помимо программы Минпромторга по субсидированию колесной техники стартовала программа по дорожно–строительной технике. В итоге мы видим значительный рост сегмента лизинга строительной техники", — констатирует Сергей Жарков.

Российский рынок лизинга готовится к глобальной реформе

Российский рынок лизинга готовится к глобальной реформе

3699
Валерия Лебедева

Больше 60% грузового транспорта, реализованного в России, было куплено в лизинг, и программа господдержки сыграла здесь не последнюю роль, отмечает генеральный директор "Альянс–Лизинг" Дмитрий Кочергин.

"В прошлом году существенный рост показал авторынок и как результат — сегмент автолизинга. Кроме того, впервые с 2012 года положительную динамику продемонстрировал новый бизнес в сегменте железнодорожной техники, что объясняется активным замещением парка изношенных вагонов", — говорит Дмитрий Ивантер, генеральный директор "ВТБ Лизинг".

Темпы замедлятся

При отсутствии значимых макроэкономических потрясений рынок лизинга продолжит рост и в 2018 году, рассчитывают его участники. Настолько значительного роста, как в 2017 году, в 2018–м ждать не стоит, но рост по сравнению с предыдущим годом вполне может составить 15–20%, прогнозирует Сергей Жарков.

Предпосылками для расширения рынка в 2018 году, по словам Жаркова, являются растущий тренд инвестиций в основные производственные фонды, программы поддержки отрасли государства и автопроизводителей, снижение возможностей бизнеса для покупки за собственные средства, снижение стоимости фондирования вслед за снижением ключевой ставки. "Фактор восстановительного роста в виде отложенного спроса в 2018 году будет сокращаться, и основным драйвером станет общий экономический рост и влияние государственной поддержки", — оптимистичен Жарков.

Темпы прироста лизингового бизнеса замедлятся и будут находиться на уровне 15–20%, солидарен Дмитрий Кочергин. "Несмотря на стабилизацию макроэкономических показателей, скорее всего, рынок лизинга сконцентрируется на росте эффективности работы внутри компаний за счет развития существующих продуктов и будет искать новые для своего бизнеса сегменты", — предполагает он.

Дмитрий Ивантер рассчитывает, что рынок будет расти за счет господдержки, роста импортозамещения и инфраструктурных проектов. "В 2018 году мы ждем увеличения конкуренции на рынке автолизинга на фоне развития программ автолизинга действующими игроками и выхода на этот рынок других крупных лизинговых компаний, для которых ранее рынок автолизинга не был в приоритете", — добавил Ивантер.

Петербург как драйвер

Петербургский рынок лизинга, в частности, продолжит активное развитие в сегменте автотранспорта, так как столичные субъекты РФ по традиции лидируют по продажам авто в стране, отметил Андрей Волков.

Стимулы к развитию регионального рынка лизинга в 2018 году фактически те же, что и год назад: подготовка к ЧМ–2018, а также продолжающееся строительство трассы М–11 Петербург — Москва, которое стимулирует спрос на коммунальную и дорожно–строительную технику, комментирует Жарков.

"Развитие судостроения и военно–промышленного комплекса приводит к модернизации основных средств промышленных предприятий, в первую очередь стимулируя спрос на металлообрабатывающее оборудование", — говорит он. "Перевод грузооборота из портов Прибалтики в порты Северо–Запада рождает спрос как на портовую технику, так и на развитие транспортной инфраструктуры", — добавил Сергей Жарков.

В 2018 году популярность лизинга как способа приобретения автомобиля будет увеличиваться, так как объем неудовлетворенной потребности в транспорте еще велик. Росту рынка будут способствовать партнерские программы с крупнейшими автопроизводителями, которые позволяют взять авто в лизинг с нулевым удорожанием, минимальными ежемесячными платежами или с минимальным авансом. Подобные акции позволяют серьезно уменьшить нагрузку на бюджет корпоративных клиентов при покупке автомобилей в лизинг и, как следствие, способствуют увеличению продаж авто в лизинг.
Александр Михайлов
генеральный директор лизинговой компании "Европлан"
На дальнейший рост рынков — автомобильного и автолизингового — продолжит влиять активность лизинговых операторов, конкуренция между которыми увеличивается. На конкурентную ситуацию на рынке лизинга в 2018 году большое влияние окажет реформа, которая будет способствовать централизации рынка и концентрации основной его доли в руках 10 крупнейших лизинговых компаний (80% рынка). В таких условиях ценовая конкуренция утрачивает приоритетную значимость, и акцентом в развитии лизинговых услуг становится улучшение сервиса.
Дмитрий Чернышев
член правления компании CARCADE
Валерия Лебедева Все статьи автора
12 февраля 2018, 13:02 1371
Новости партнеров
Реклама