10:2231 января 201810:22
579просмотров
10:2231 января 2018
Министерство юстиции США и комиссия по ценным бумагам и биржам ведут расследование в отношении Apple в связи с признанием компании в намеренном замедлении работы старых моделей iPhone, пишут "Ведомости".
Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра "Высшая инстанция":
С прошлой осени по миру, от США и Канады, через Францию, по России, в Китай, катится волна недовольства и судебных исков пользователей iPhone не последней версии. Apple выпустила для их устройств обновления, которые замедлили работу системы — якобы ради оптимизации. Но у людей другая версия: "яблочная" корпорация старается таким способом поднять продажи последней модели.
Тут важно сразу отметить два момента:
Во-первых, разработчики провели это "обновление" секретно, без предупреждения. И сознались только через несколько недель, когда клиенты уже начали закипать.
Во-вторых, работа айфонов замедлилась настолько, что на некоторых моделях с трудом открывался раздел контактов. Это и замедлением сложно назвать: производительность просто отправилась в нокаут.
Разработчики оправдывались тем, что старенькие аккумуляторы стареньких смартфонов перестали тянуть нагрузку на должном уровне и было решено замедлить систему, чтобы не добить их окончательно. Пользователей спрашивать не стали: никто не получил предупреждение вроде: "Ваш аккумулятор (как и вы сам) уже не тот, что прежде. Предлагаем снизить скорость устройства или не удивляться, когда оно внезапно откажет. Снизить? Да — нет". Видимо, посчитали излишним.
И вот все больше владельцев iPhone, в том числе в России, пишут иски на компанию. Какое основание? Сознательное ухудшение эффективности устройства вследствие обновления, то есть прямое нарушение закона о защите прав потребителей. По мысли разработчиков, это, наоборот, оптимизация. Специфическая, но все же.
Удивительно, какая тонкая грань порой отделяет помощь от вредительства.
Обоснованы ли подобные иски?
Есть универсальный принцип: клиент всегда прав. Если ему не нравится обновление для смартфона, купленного на его кровные, он имеет право пожаловаться. Если жалоба не приносит пользы, остается идти в суд.
Apple ощутила угрозу репутации и уже предложила компромисс: владельцам не самых новых моделей предлагают купить свежий аккумулятор со скидкой. Почему было не сделать это сразу — непонятно.
И что мы имеем в итоге?
Были ли заговор с целью поднять продажи? В то, что всемирно известная компания не дураков пойдет на такое, верится с трудом.
С другой стороны, почему нельзя было предупредить пользователей заранее, тоже неясно. Возможно, само "обновление" для старых моделей вышло чуть более убойным, чем планировалось, и вместо замедления системы вызвало ее паралич.
В любом случае клиент имеет право пользоваться тем, за что заплатил. И если он платил за скоростное устройство, а продавец так неаккуратно лишил его этой привилегии, судебный иск к такому продавцу имеет под собой все основания.