16:3813 января 201816:38
1695просмотров
16:3813 января 2018
«Чистый лист» Пинкера: главная книга, которую я прочитал в 2017-м и которая выйдет в 2018-м
Дмитрий Губин, лектор:
Прочитал еще до появления в продаже, поскольку текст прислал глава издательства «Альпина нон-фикшн» Павел Подкосов.
Подкосов — реально крутейший чувак, он переводит и издает лучшие и важнейшие нон-фикшнкниги, я бы его именем назвал приличную кофейню. Но случай с Пинкером даже на этом фоне особый.
Ниже — моя рецензия на книгу Пинкера для Robb Report. Но в журнале существует ограничение по объему и по стилю, а вообще «Чистый лист» реально сопоставим по значению с «Эгоистичным геном» Докинза или «Краткой историей времени» Хокинга.
Если кратко: это книга об ограничениях человеческой природы и об иллюзиях мозга, — то есть о том, что мы принимаем за «подлинное», «интуитивное». И о том, как эти ограничения и иллюзии смягчаются, гуманизируются и даже утрачиваются под воздействием науки, образования, — культуры в целом. Потому что в природе человека воровать, воевать и убивать. В природе человека плевать на то, чему его учат родители. В природе (особенно мужской) — промискуитет. В природе — «культура чести» на манер дворовой шпаны, типа Данилы Багрова. В природе — различия в таланте и способностях (в том числе мужских и женских). При этом мы бесконечно считаем, что детей следует «воспитывать»; что войны (идущие все время существования человека) — это лишь исключения из правил; что (иллюзия ярых феминисток) мужчины и женщины различаются лишь потому, что им внушили эти различия; что норма сексуальной жизни — единственный гетеросексуальный брак без измен.
Пинкер бьет по всем этим вещам как сапогом по тому самому, что приписывают себе ярые (и глупые) феминистки. Он уничтожает гипотезу «благородного дикаря» («когда-то был золотой век, а потом пришла цивилизация и всех испортила»). Он, что еще чувствительнее (для глупых феминисток), не оставляет камня на камне от гипотезы «белого листа» (из человека можно вылепить все, что угодно — хоть мальчика, хоть девочку, хоть изверга, хоть ангела): увы, вопреки ярым феминисткам, а также вопреки Марксу и Ленину, коридор возможностей детерминирован еще до рождения.
При этом Пинкер нисколько не относится ни к социал-дарвинистам, ни к генетическим детерминистам. В большинстве случаев, коридор возможностей имеет некоторое пространство от стены до стены. Нельзя избавиться от изнасилований, но можно уменьшить их число. Нельзя глупого уравнять с умным, — но можно сделать так, чтобы и дураку было, на что жить. Родители не в силах повлиять на будущее детей, — но они могут повлиять на настоящее, не превращая жизнь ребенка в ад — и т. д.
И — что лично для меня особенно ценно — Пинкер говорит и об абсолютных исключениях из «правила коридора». Он говорит, например, о зле, предопределенном от рождения и даже до рождения: например, о социопатах, которым плевать на чужую боль, потому что они так устроены. (Замечу, что хотя в социопаты западный нон-фикшн записывает чуть на 4% людей, я абсолютных социопатов встречал только дважды в жизни...
Словом, Стивен Пинкер — дивнейший, чудеснейший освежитель мозгов. И если я нередко помечаю книги mustread, то Пинкер (зацените!) mustmustmustread. А теперь — рецензия.
***
«Моя цель не в том, чтобы доказать, что гены — это все, а культура — ничто (никто в это не поверит), а в том, чтобы исследовать, почему крайняя позиция (что культура — это всё) так часто считается умеренной, а умеренная оценивается как экстремальная».
Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня. – М.: Альпина нон— фикшн, 2018 (книжные проекты Дмитрия Зимина)
В 2004 году журнал Time включил психолингвиста Пинкера в сотню самых влиятельных ученых планеты, в 2010 году журнал Foreign Policy признал его одним из 100 главных мировых интеллектуалов, а двумя годами позже Билл Гейтс назвал книгу Пинкера «The Better Angels of Our Nature» лучшей из когда-либо прочитанных им вообще.
Говорят, лицензия на эту книгу, разъясняющую механизм снижения уровня насилия по мере человеческой эволюции, давным-давно куплена кем— то из наших издательских грандов (кажется, АСТ) – и положена под сукно как неперспективная на местном рынке. Долгое время на русском была доступна единственная книга Пинкера, «Язык как инстинкт»: страстный и яростный гимн генеративной грамматике, то есть теории о том, что базовые языковые грамматические модули заложены в нашем мозгу на генетическом уровне, и что ребенок учится говорить примерно в том смысле, в каком учится ходить, — но отнюдь не в том, в каком учится выпиливать лобзиком или плеваться из трубочки жеваной бумагой.
Свеженький, с пылу с жару, «Чистый лист» — продолжение почти той же темы: баланса генетической предрасположенности и влияния окружения в жизни каждого человека. В западной цивилизации это очень давний спор, и Пинкер вертит так и сяк три крупнейшие концепции, отрицающие влияние генов на судьбу (концепции «чистого листа», «благородного дикаря» и «духа в машине») – и с хохотом почти мефистофельским разделывает их под орех. Но в России такой спор толком и не начинался, у нас до сих пор «плохо воспитали» является типовым приговором родителям без права на обжалование, у нас до сих пор не замечают даже самого очевидного, — например, врожденности сексуальных ориентаций или разницы в поведении родных и усыновленных детей. Мы до сих пор боимся признаться себе, что наша свобода поведения – это свобода внутри коридора генетически заложенных возможностей.
Сартр в свое время говорил, что человек есть то, что он сделал из того, что сделали из него. Пинкер не спорит, но добавляет слово «гены».
Впервые: https://dimagubin.livejournal.com