Как инженер–взрывотехник по образованию создал в Петербурге бизнес по продаже экипировки для мотоциклистов с оборотом 70 млн рублей

Автор фото: Александр Седельников
Совладелец Flipup Андрей Попов начинал со сдачи в аренду мопедов, а потом стал продавать мотоэкипировку. Вне сезона он предлагает все, что нужно для катания на снегоходах, горных лыжах и квадроциклах.

Андрей Попов (30 лет) влюбился в скоростные средства передвижения в детстве и до сих остается верен своей страсти. Сейчас компания Flipup, которую он открыл с другом Иваном Неудачиным (30 лет), продает экипировку для мотоциклистов. Это основное направление бизнеса, оборот которого в 2017 году составил более 70 млн рублей.

Впервые за руль Андрей сел в 6 лет: папа подарил ему на день рождения карт, микролитражный автомобиль без кузова. "Это был лучший подарок в моей жизни: только представьте — собственная гоночная машина. Сейчас даже самый дорогой Lamborghini не доставит мне таких же эмоций", — смеется Андрей. Этот подарок положил начало увлечению всей жизни.

Побочный эффект учебы

Будущий предприниматель родился в Бишкеке (Киргизия), в Петербург переехал в 2005 году, чтобы поступить в БГТУ "Военмех". Выучившись на инженера–взрывотехника, молодой человек ни дня не проработал по этой специальности, зато был 3 года инженером–конструктором на строительстве мобильных электростанций. "Университет дал не профессию, а умение решать поставленные задачи", — говорит Андрей.
Там же, в вузе, он познакомился со своим партнером по бизнесу Иваном Неудачиным — они вместе учились на военной кафедре.
Иван подсказал идею: сдавать в аренду мопед, на котором ездил на учебу и работу сам Андрей, он с 6 лет гонял на карте, в 11 лет пересел на мопед (а в 20 лет — на мотоцикл) и не мыслил себя пешеходом, поэтому первой покупкой в Петербурге стал мопед.
Дело оказалось доходным: в день оно приносило 1,5 тыс. рублей. Вскоре Иван тоже обзавелся мопедом для сдачи в аренду, друзья сделали первый сайт "Колеса напрокат", стали разбираться в интернет–рекламе, а со временем взяли кредит и расширили парк до 10 мопедов.
"В прокат сдавались и шлемы, их мы покупали на Апрашке, — говорит Андрей. — Однажды я заметил, что шлемы на Avito сильно дороже. Конечно, это навело меня на мысль. Когда три шлема, купленных на рынке, принесли мне на Avito за пару часов столько же, сколько один мопед за день, мы поменяли направление".
За советами, как правильно вести интернет–бизнес, друзья обратились к дяде Ивана: он давно занимается торговлей. Дядя помог не только словами, но и деньгами, инвестировав в новый проект 700 тыс. рублей за долю (40%) в компании. Еще 150 тыс. рублей вложили сами друзья: деньги пошли на закупку первой партии шлемов, сайт и открытие торговой точки площадью 15 м2 в ТЦ "Эврика".
"Мы тут же наломали кучу дров: заказали дорогой сайт, привезли контейнер шлемов из Китая, вместо того чтобы подумать над ассортиментом и пустить деньги на продажи", — вспоминает Андрей. Несмотря на ошибки, деньги инвестору вернулись через год.

В шкафу мотоциклиста

В первый год — 2013–й — друзья ориентировались на запросы владельцев б/у мотоциклов, которые ищут варианты экипировки подешевле. Оборот за год составил 3,5 млн рублей. Постепенно бизнесмены перешли в сегмент средний и выше среднего. Расширился ассортимент: 4 тыс. наименований, более 30 брендов. Сейчас средний чек составляет 11,5 тыс. рублей. Столько может стоить один шлем. "Гардероб мотоциклиста дорого стоит, — объясняет Андрей. — Если ты катаешься лет пять, в нем наверняка хранится экипировки на сотню тысяч рублей". Для разных сезонов нужна своя экипировка, а при покупке нового мотоцикла, что происходит раз в 2,5–3 года, часто приходится менять и тип, и цвет защиты".
Сейчас у Flipup один интернет–магазин и две торговые точки — в Петербурге и Москве. "До 80% клиентов приходят в магазины через Интернет: они хотят потрогать, померить, посоветоваться. Продажи онлайн составляют 10%, в основном это клиенты из регионов", — объясняет Андрей. Свою продукцию компания продает не только в РФ, но и в СНГ.
Оборот Flipup в 2017 году превысил 70 млн рублей, в эту сумму входит выручка не только от мотоэкипировки, но и от товаров для езды на горных лыжах, снегоходах и т. п. — все это бизнесмены продают в осенне–зимний период, когда на основной товар спрос снижается. В планах Андрея и Ивана — развивать оптовые поставки мотоэкипировки в РФ и запустить свою франшизу.
На рынке Петербурга около 20 торговцев мотоэкипировкой, в том числе "Мотопитер", "Байк Ленд", "Ручка Газа". "Крупные игроки занимают около 60% рынка, "Мотопитер" — самый заметный из них: небольшие компании часто закупают свою продукцию у него", — говорит Андрей Тупицин, совладелец центра мотоэкипировки FrontFlip. Оборот петербургского рынка оценивается в 600 млн рублей.